Как меняются консультационные и аудиторские услуги для реального производства в стране
Когда год назад начался массовый исход западных компаний из России, то почти все аудиторские и консалтинговые бренды заявили о прекращении работы в нашей стране. Однако на поверку оказалось, что никто сильно уходить не хочет.
Большинство лишь сменили вывески и начали работать под новыми именами, говорит известный российский правозащитник Александр Хуруджи. Например, компания Ernst & Young стала называться Б1, PwC превратилась в "Технологии Доверия", Deloitte - в "Деловые Решения и Технологии" и так далее.
- Западные партнеры прекрасно умеют считать деньги. И они понимают, что структурные изменения рынка в России - это шанс сорвать куш. Качественные консалтинговые услуги нужны и коммерческим компаниям, и госкорпорациям, и непосредственно государству - как в регионах, так и на федеральном уровне, - отмечает Александр Хуруджи. - Поэтому многие из них стараются сделать вид, что они ушли из России, но с другой стороны - пытаются максимально сохраниться под новым брендом. Конечно, их регуляторы прекрасно все понимают. Но это пиар. Западный бизнес под жестким давлением и обязан идти на такие бессмысленные символические шаги, чтобы не подвергнуться "обструкции" в своих странах. Специалисты, которые работали в российских представительствах, никуда не делись, и их компетенции остались теми же, что и раньше.
Многие зарубежные компании в сфере консалтинга сменили вывески и остались работать здесь
Вместе с тем, как ранее отмечал в интервью "РГ" управляющий партнер LEVEL Legal Services (бывший Hogan Lovells) Леонид Эрвиц, некоторые фирмы прекратили связи с материнскими организациями либо сохранили лишь неформальные отношения. Его фирме удалось заключить реферальное соглашение о сотрудничестве с Hogan Lovells, благодаря которому LEVEL продолжает совместную работу с бывшим головным офисом. Но есть и такие, которые полностью ушли от иностранного "протектората" и теми же коллективами создали новые, чисто российские компании.
Как отмечают практически все опрошенные эксперты, стоит строго разделять консалтинг в сфере услуг и "промышленный". В юриспруденции, например, конкуренция весьма высока, и даже сугубо российских компаний на рынке хватает, говорит глава юридической фирмы Барей Нигматуллин. Кроме того, наметившийся тренд на "суверенизацию" права в любом случае ослабляет позиции иностранных консультантов в России. Так что дефицита специалистов не будет. То же самое касается, скажем, финансового сектора. В условиях ограничения доступа к международным финансовым рынкам и торговли западными ценными бумагами роль иностранных консультантов снижается. При этом открываются новые альтернативные рынки - Гонконг и Азия в целом, финансовые рынки дружественных государств. Там клиентов из России ждут.
А что в реальном бизнесе? Основные услуги в промышленности касаются вопросов эксплуатации оборудования - пусконаладки и технического сопровождения, пояснили "РГ" представители опрошенных заводов. Но здесь мало что изменилось - инвесторы вместе с оборудованием обычно привозят специалистов, которые на месте все доводят до ума.
И если вместо бельгийского станка теперь приезжают индийские или турецкие, то вместе с оборудованием приезжают представители этих же компаний. Помогают наладить производство, консультируют дальше в оперативной работе.
Конечно, при этом остаются неформальные связи и онлайн-консалтинг. Но об этом предпочитают сильно не распространяться.
И это касается не только продвинутых финансовых компаний или юридических контор. Живой пример из агропрома - одна из крупных донских агрокомпаний занимается в том числе производством косточковых культур - вишни и черешни. Хороший бизнес, рентабельность свыше тысячи процентов.
Вместо европейского оборудования теперь приезжает индийское или турецкое. А вместе с ним и специалисты, которые помогают наладить производство
Когда компания пятнадцать лет назад решила вложить деньги в новую для себя сферу, то сразу пригласила лучших иностранных консультантов. С самого начала работы директор предприятия два раза в год приглашал из Италии специалиста, который анализировал состояние саженцев, расписывал план на полгода, в какие даты и какие работы необходимо провести. Каждый такой прилет зарубежного специалиста обходился предприятию в несколько тысяч евро, рассказывает владелец агропредприятия. Но это с лихвой окупалось ценностью советов.
С началом экономических сложностей были опасения, что итальянцы откажутся работать дальше. Но нет, они подтверждают готовность работать и дальше, в частном порядке.
Если российские компании хотят производить конкурентные на мировом рынке продукты питания, то нужно налаживать серьезную консалтинговую инфраструктуру. Фото: Александр Корольков
Сельское хозяйство - одна из ключевых отраслей российской экономики. В Стратегии развития агроэкспорта до 2030 года заложено не только существенное увеличение производства, но и повышение доли продаж продуктов переработки - мяса, молочной продукции, кондитерских изделий. И если российские компании хотят производить конкурентные на мировом рынке продукты питания, то нужно налаживать серьезную "консалтинговую" инфраструктуру.
В России нужны сети консультационных центров для аграриев, где они смогут получать квалифицированную помощь по широкому спектру вопросов
- Мы давно говорим о том, что в России необходимо создавать сети консультационных центров для аграриев, где они могли бы получать квалифицированную помощь по самому широкому спектру вопросов - от получения государственной поддержки и кредитов до всяческих образовательных курсов, условно, как выращивать кроликов или делать качественный сыр из молока собственного производства, - говорит председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) Ростовской области Александр Родин. - К сожалению, пока это остается только в формате предложения. Мы видим, что в разных регионах периодически организовываются подобные "консультации", как правило, в рамках различных региональных государственных грантов. И, судя по характеру вопросов и ответов, часть из них может быть сделана просто для отчетов, для галочки. Практической пользы в масштабах страны в таких проектах практически нет. Хочется верить, что на наше предложение все же будет реакция. АККОР как всероссийская общественная организация могла бы взять на себя эти функции. Тем более что на этапе становления фермерства в России в 1990-е годы эта система уже работала. Именно она в свое время помогла плавно перейти от колхозов к частному агробизнесу и задала предпосылки для того, чтобы Россия сегодня стала мировой агродержавой. Нужно использовать успешный опыт.
Конечно, с уходом крупных зарубежных игроков связаны определенные сложности, признают эксперты. Есть риск, что снижение конкуренции может привести и к постепенному снижению качества услуг. Кроме того, крупные фирмы обладают своими уникальными "экосистемами" - связями со страховщиками, оценщиками, инвесторами и так далее. Восстанавливать эти связи будет непросто. Однако же при сохранении рыночной модели экономики наша страна будет адаптироваться к новым условиям. Как было сказано выше, многие иностранные бренды фактически остались в России.
При этом появляются новые отечественные компании, обученные на передовом мировом опыте. При наличии средств они могут приглашать специалистов из любых стран. "Запереть" нашу страну в условиях глобальной экономики априори будет невозможно, резюмируют эксперты.