В России будут развивать халяльную продукцию

Россия планирует довести экспорт халяльной — соответствующей нормам ислама — птицы до 500 миллиардов долларов в год, а халяльного шоколада — до 100 миллиардов. Эксперты уверены: в новых условиях, когда рынки резко переориентируются с запада на восток и юг, халяль может приносить огромную прибыль. Перспективы индустрии обсуждались на полях Петербургского международного экономического форума на секции «Индустрия халяль: перспективы и достижения». «Парламентская газета» рассказывает подробности.

В России будут развивать халяльную продукцию
© Парламентская газета

Не только про еду

По словам руководителя Роскачества Максима Протасова, речь идет не только о продуктах. Халяль, пояснил эксперт, — это целая экосистема, куда входят услуги гостеприимства, исламские финансы, фармацевтика, косметика, медицина и многое другое.

«Это очень перспективное направление, особенно в плане экспорта, — подчеркнул Протасов. — В мире около 25 процентов населения придерживаются исламского вероисповедания. В России — около 15 процентов. Общий объем рынка халяль оценивается в несколько триллионов долларов».

Как уточнил руководитель центра отраслевой экспертизы АО «Россельхозбанк» Андрей Дальнов, в прошлом году Россия экспортировала продовольствия на 41 миллиард долларов. И больше половины — 55 процентов — ушло в исламские страны, главным образом в Турцию, Иран, Казахстан, Саудовскую Аравию и Арабские Эмираты. Конечно, это был не только халяль — основу российского экспорта все еще составляют зерно и масличные культуры, — но тем не менее доля халяльной продукции оказалась достаточно высока.

«Сейчас топ-3 наиболее перспективных халяльных продуктов, по нашим прогнозам, выглядит так: мясо птицы, шоколад и говядина, — пояснил Андрей Дальнов. — По птице у нас сбыт идет в основном в ОАЭ, Саудовскую Аравию и Казахстан. Причем рынок Саудовской Аравии уже с запасом обгоняет рынок Казахстана, который еще до недавнего времени был ведущим».

В целом по птице российские экспортеры до конца этого года планируют выйти на оборот в 500 миллионов долларов, а по шоколаду и говядине — в 100 миллионов. Кроме того, к этим трем продуктам в скором времени должна добавиться баранина — ее оборот в денежном выражении планируют нарастить до 10 миллионов долларов к 2025 году. Причем ведущими рынками должны стать Иран и Сирия.

Новый бренд

Среди проблем, мешающих активному развитию экспорта, специалисты называют разнообразие требований к сертификации халяльных продуктов. Единого свода правил на этот счет не существует, и каждое крупное исламское сообщество устанавливает свои. Так, сейчас в мире действует как минимум четыре системы определения халяльной продукции: для ОАЭ, Малайзии, стран Персидского залива; есть масштабная, но все равно не учитывающая всех нюансов система стандартов Института стандартизации и метрологии исламских стран. Подстроиться под все разом невозможно, поэтому эксперты вывели универсальную стратегию — работать на доверии.

«С другой стороны, тема халяльной продукции сейчас очень популярна и перспективна, и в России уже работает целый ряд производителей, которые активно конкурируют между собой за качество своего продукта, — отметил Дальнов. — Кроме того, для нас халяль является страновым брендом — ислам оказал большое влияние на формирование нашей культурной идентичности, что может быть очень важным для наших иностранных партнеров».

Увеличивается доля халяльной продукции и внутри России. Так, директор розничной сети «Магнит» Руслан Исмаилов рассказал, что, например, продажи халяльного мяса в прошлом году выросли в магазинах компании на 45%. Кроме того, он анонсировал увеличение линейки халяльной косметики и декора до 300 наименований до конца года в Узбекистане, где развиваются непродовольственные магазины ритейлера.