Россию оставят без аппаратов КТ и МРТ? Комментарий Георгия Бовта

Появилась информация о том, что ряд ключевых участников рынка, среди которых Philips, Siemens и некоторые другие, приостановили поставки аппаратов КТ и МРТ на российский рынок на неопределенный срок. В конце мая Бюро промышленности и безопасности при Министерстве торговли США включило их в перечень товаров, экспорт которых в Россию потребует получения специальных разрешений. Это значит, что основные поставщики медоборудования в Россию должны будут получать экспортную лицензию в регуляторе своей страны на каждую позицию в контракте отдельно. Siemens заявляет, что для получения от немецкого регулятора BAFA экспортного разрешения на поставку потребуется до девяти месяцев. При таких условиях смысла в работе с российским рынком практически нет. А японский Canon без объяснения причин остановил отгрузки готовой продукции.

Россию оставят без аппаратов КТ и МРТ? Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

Проблемы со сложным западным медицинским оборудованием, лекарствами и технологиями начались практически сразу после начала СВО, когда еще до полномасштабных санкций ряд гигантов фарминдустрии остановили проведение клинических испытаний в России новейших лекарств, в том числе для борьбы с орфанными заболеваниями. Более того, все результаты, образцы и наработки были уничтожены. Чтобы, мол, не достались врагу.

Также участники рынка еще в середине прошлого года рассказывали со ссылкой на американских контрагентов, что к тем приходили люди из ФБР для задушевных бесед. Суть которых сводилась к тому, что, мол, мы знаем, что вы торгуете с Россией, вы, конечно, ничего не нарушаете и медицина не под санкциями, но будьте очень-очень осторожны. Мол, мы вас предупредили. После чего следовал звонок по закрытой связи в Москву: мол, сорри, ничего личного, но мы сотрудничество сворачиваем. Всякое. И ходить всякий раз за лицензией в надзорный орган по санкциям нам ни к чему.

На сегодня для американских поставщиков и тех компаний, которые используют американские технологии в своей продукции, а это практически все ведущие производители, прежде всего европейские, со стороны США установлены единые требования, согласно которым поставщик должен точно знать конечного потребителя, а его контрагент, поставляющий, скажем, оборудование, даже не находящееся под санкциями, обязан удостовериться и дать письменные гарантии, что данное оборудование не попадет на так называемые оккупированные территории, а также не будет использовано в военных целях, в том числе, например, в военных госпиталях.

Еще в прошлом году Минпромторг РФ почувствовал, куда дует ветер, и предложил понизить долю продукции российского происхождения, для которой устанавливается минимальная доля закупок на рынке госзаказа. Именно тогда было предложено в категории медизделий из такого списка на 2023 год вообще исключить магнитно-резонансные томографы и системы однофотонной эмиссионной компьютерной томографии. По той простой причине, что отечественные аппараты МРТ, конечно, в природе существуют, но конкурировать с лучшими зарубежными образцами пока не могут, а те, что реально смогут, обещают начать производить серийно с 2026 года. Также Минздрав, прочувствовав трудности сервисного обслуживания зарубежной медтехники, разрешил его проводить отечественным компаниям без соответствующей лицензии иностранных производителей. Тем более что инженерные услуги теперь тоже под санкциями.

То, что новости о трудностях с поставками аппаратов МРТ и КТ вышли на информационно-политический уровень только сейчас, говорит лишь о низком качестве технической и аналитической экспертизы у соответствующих структур, поскольку обо всем об этом было написано черным по белому еще 23 мая 2023 года, правда, на английском, как говорят некоторые в Думе, мертвом языке. Сами санкции были объявлены 18 мая. И означали на практике переход от санкционных списков закрытого типа — когда разрешено все, что прямо не запрещено, — к санкциям открытого списка. Когда, по сути, на все сколько-нибудь сложное оборудование, препараты и устройства, включая медицинские, а также бытовые приборы, надо получать отдельную экспортную лицензию сроком на год.

Само же Бюро промышленности и безопасности при Минторге США стало ведущим органом по определению санкционной политики применительно к промышленным товарам и технологиям согласно Закону Джона Маккейна 2018 года о реформе экспортного контроля. В частности, с подачи бюро в мае текущего года требование о получении отдельных экспортных лицензий было расширено на 160 групп товаров, веществ и оборудования, поставляемых в Россию и Белоруссию. Списки же соответствующих «токсичных» таможенных кодов насчитывают около 2 тысяч позиций.

Перечень оснований для исключений по санкциям и с правом получения экспортной лицензии США предусматривает лишь следующие возможности: заявки, связанные с безопасностью полетов или с безопасностью на море, с гражданской ядерной безопасностью; заявки в сфере удовлетворения гуманитарных потребностей; поддерживающие сотрудничество в космосе; заявки на товары, предназначенные для дочерних американских компаний. Во всех остальных случаях запрограммирован отказ в лицензии.

На практике мало какой производитель, если он, конечно, заморачивается на тему американских санкций и опасается потенциального вторичного возмездия, захочет в этом во всем копаться, составлять заявку в надзорный орган США и затем месяцами ждать ответа. Это какая ж маржа должна быть, чтобы на это пойти. Зато, к примеру, американская компания General Electric Healthcare вовремя подсуетилась, наладив нужные контакты, поэтому для них персонально срок получения экспортных лицензий на Россию для медпродукции не превысит двух месяцев. Так что они даже планируют нарастить поставки. Как говорится, только бизнес, ничего личного.