5 международных HR-трендов, которые можно внедрить в работу российской компании

Мария Гурова - Сооснователь и руководитель проектов MICE Capital, эксперт по организации корпоративных мероприятий по миру, основатель и руководитель компании PAM Travel. Роль HR в структуре современного бизнеса становится все более значимой. Именно от специалистов этой сферы зависит психологический микроклимат внутри компании и эффективность ее сотрудников. Работники кадровой службы давно перестали быть просто рекрутерами. На них лежит ответственность за повышение квалификации команды, отслеживание результатов ее участников, организацию MICE-мероприятий и другое. В мировой практике уже наметились некоторые HR-тренды, гарантирующие рост профессионального уровня коллектива и снижение текучести кадров. Чем они уникальны и насколько применимы в России? Фото: depositphotos.com 1. Дефицит квалифицированных кадров, восполнения которого не предвидится Руководители кадровых служб в европейских странах уже столкнулись с нехваткой квалифицированных специалистов. Эта проблема актуальна и для России. Сложность заключается в том, что редко получается быстро найти кандидата, чьи опыт, знания и приоритеты отвечают долгосрочной перспективе компании. Сотрудник должен обладать развитыми soft skills, мобильностью, уметь адаптироваться к новым требованиям и условиям, пользоваться цифровыми технологиями. Ценное качество — навыки работы в кризисных ситуациях. Поскольку выбор кандидатов весьма ограничен, многие компании решают вопрос за счет преемственности, менторства, переквалификации сотрудников. Крупные фирмы организуют специальные учебные центры, где готовят кадры под свой запрос. Некоторые активно используют шедуинг как инструмент карьерного роста. Человеку предлагается в течение 90 дней по 1,5 часа изучать особенности работы на желаемой должности. Так он может понять, хочет ли заниматься этим делом, получает шанс доказать свою эффективность на новом месте, а компания решает кадровую проблему. 2. Отслеживание и работа с выгоранием сотрудников Выгоранию работников в российских компаниях не уделяется внимание в той мере, в какой это делается на Западе. Но это не означает, что проблемы не существует. Психологическое здоровье сотрудников постепенно выходит на первый план, поскольку без него успешность и развитие бизнеса невозможны. Выгоревший сотрудник гораздо менее продуктивен. Кроме того, он «заражает» и «тянет на дно» всю команду. Сегодня компании внедряют следующие инструменты для решения проблемы: Отслеживание показателей эффективности для поддержания благополучия работников. Повышенное внимание к здоровью служащих, что можно сделать за счет бесплатных путевок в санатории. Наличие корпоративного психолога в штате компании. Расширение возможностей переквалификации, горизонтального и вертикального карьерного роста. Программы финансового образования, которые помогут сотрудникам эффективнее управлять личными средствами и сбережениями. Возможность гибкого графика работы. 3. Инвестиции в сотрудников В России мало внимания уделяется данному вопросу. Отсюда текучесть, сложности с поиском квалифицированных кадров. Эти процессы снижают эффективность бизнеса, не дают ему выйти на новый уровень. В то же время компании, которые вкладываются в регулярное обучение сотрудников, заботятся об их психологическом благополучии, демонстрируют сплоченность коллектива, его лояльность к бизнесу и стабильный рост продуктивности. 4. MICE-мероприятия Тренд пришел на смену тимбилдингу, который уже стал восприниматься многими как «обязаловка». Суть явления заключается в создании мотивации для сотрудников благодаря новым впечатлениям. Компания организует корпоративные поездки в другие города, страны, комбинируя развлекательную программу с обучением, переквалификацией, бизнес-встречами. Мотивационные путешествия надолго запоминаются, способствуют перезагрузке и снятию стресса, укреплению и налаживанию контактов между работниками различных отделов в неформальной обстановке. В совокупности это дает гораздо более эффективное получение опыта и повышение компетенций, сплоченную команду, с которой бизнес может ставить амбициозные цели и получать стабильные результаты. 5. Кандидаты «про запас» Некоторые крупные компании практикуют такой подход, чтобы избежать «кадрового голода». Они создают резерв сотрудников, даже если на данный момент нет открытых вакансий. Стратегия позволяет своевременно заполнять освобождающиеся позиции и тем самым обходить конкурентов. Тренды в сфере HR в России только начинают набирать популярность. Но тенденция очевидна: стремление вкладываться в персонал, внимание к потребностям сотрудников и их психологическому здоровью, преемственность внутри компании, что не может не способствовать развитию бизнеса и его выходу на более высокий уровень.

5 международных HR-трендов, которые можно внедрить в работу российской компании
© Инвест-Форсайт