Компании ввели практику создания консультативных советов директоров
У компаний появилась новая практика - создание консультативных советов директоров. Они не занимаются прямым управлением, а оказывают экспертную поддержку менеджмента организации. Расходы на содержание такого органа можно отнести к затратам компании, такой вывод делается в опросе Ассоциации профессиональных директоров (есть распоряжении "РГ").
Раньше основной задачей совета директоров был дополнительный надзор за менеджментом, а расходы на содержание этого органа относили на чистую прибыль. Большинство компаний поступает так и сегодня.
"Но не все себе могут позволить такой вариант - это означает дополнительную нагрузку на акционеров и может тормозить темпы развития компании. Не все компании имеют такую чистую прибыль, чтобы компенсировать из нее расходы на совет директоров", - говорит председатель Наблюдательного совета Ассоциации профессиональных директоров (АНД) Александр Иконников.
Одним из решений этой проблемы стало создание консультационных советов директоров. Роль совета директоров больше не сводится к надзору за менеджментом, а включает стратегическую функцию и экспертную поддержку менеджмента, отмечает Иконников. Сегодня совет директоров - это инструмент, способствующий развитию и устойчивости бизнеса в целом. "Расходы на него должны квалифицироваться как и прочие расходы на управление", - считает он.
Опрос АНД показал, что большинство директоров считают такую практику наиболее правильной. Однако ее активное внедрение изменит корпоративную политику компаний, а также потребует законодательных и налоговых перемен.
В этом вопросе важной является позиция налоговых органов, отмечает основатель и президент компании "БиоВитрум" Владимир Цимберг. "Готово ли государство рассматривать возможность снижения издержек компаний на корпоративное управление с целью его совершенствования? Пока налоговая не торопится принимать затраты на корпоративные управления к затратам компании", - говорит он.