"Пустые хлопоты": Публицист Дмитрий Лекух о попытках европейских стран заменить российский газ

В европейской энергетике, по крайней мере чиновничьей и экспертной ее части, наконец-то появился некоторый повод для радости. Согласно докладу аналитиков Международной группы импортеров СПГ (GIIGNL), уже к 2026 году суммарные мощности по сжижению природного газа в мире могут вырасти на 21% и превысить 576,5 млн тонн в год, что составит примерно 800 млрд привычных кубометров. И это должно наконец-то помочь европейским странам заменить российское топливо, лишенное "молекул свободы", на топливо вполне дружелюбное.

"Пустые хлопоты": Публицист Дмитрий Лекух о попытках европейских стран заменить российский газ
© Российская Газета

Откуда такие цифры и насколько они являются поводом для нечаянной радости - другой вопрос. Пока по итогам прошлого года этот показатель увеличился только на 3% - до 476,5 млн тонн. Но давайте для упрощения задачи разбора согласимся с их адекватностью, пусть это даже и будет некий хрестоматийный сферический конь в вакууме.

И даже в этом - дистиллированном - случае все может получиться очень и очень смешно. Впрочем, давайте по порядку.

Европейские страны действительно достаточно активно диверсифицировали источники после фактического сворачивания поставок российского газа по северному маршруту, тут трудно спорить. И альтернатив СПГ у ЕС, в общем, немного. Особенно если учитывать имеющиеся трудности не только с российскими газопроводами, но и с традиционно идущими на юг Европы из Северной Африки. Остается либо Норвегия с ее суровыми, как северная природа, ценами и истощающимися запасами, либо СПГ.

Так что мощности и вправду могут нарастить, но дело тоже не в этом. А в том, например, что этим летом Российская Федерация внезапно оказалась поставщиком номер один на газовые рынки королевства Испания. И это при том, что трубопроводный газ Россия туда вообще никогда не поставляла по причинам исключительно географическим. И заполонивший ее родные сети русский газ, чем возмущалась испанская министерка энергетики, тоже был не трубопроводный.

Это только один, хотя и очень показательный пример: российский сжиженный газ закупают, если у них это получается, даже пресловутые "балтийские тигры". Как говорилось в одной известной кинокомедии из 90-х, "жить захочешь - не так раскорячишься".

Получается, что если природный газ из РФ Европа чем-то и сможет заменить в нужных объемах и чисто географически, то это тоже русский СПГ. Ничего личного, только бизнес.

Не просто же так строится циклопический завод по сжижению в Усть-Луге, как раз там, где заканчивается сухопутная часть "потоков" - не пропадать же добру.

Вот только сколько этого, уже никак не связанного маршрутами трубопроводов русского СПГ достанется европейским рынкам, и насколько они, эти сокращающиеся рынки, будут российским производителям СПГ интересны - это другой, куда более важный вопрос. Мировое газовое потребление, знаете ли, больше 4 триллионов кубометров в год, и 300 миллиардов из него приходится только на Китай. И кто сказал, что у ЕС приоритетное право на анонсированные к 2026 году 800 миллиардов СПГ? Это, видите ли, рынок, и кто больше заплатит, туда газовозы и двинутся. А премиальные рынки нынче в Азии. Поэтому без ответа на онтологический вопрос - "кому вы вообще интересны?", все камлания европейцев на прогнозы GIIGNL - пустые хлопоты.