Рынку строительной спецтехники нужна защита от агрессивных зарубежных поставок

Реализуемые в стране масштабные инфраструктурные проекты в области жилищного, промышленного и дорожного строительства заметно оживили рынок специальной техники. И помешать этому процессу не смогли даже санкции и демарши ведущих зарубежных производителей. Но наблюдаемый рост вовсе не означает, что в этом сегменте экономики все гладко и безоблачно.

Рынку строительной спецтехники нужна защита от агрессивных зарубежных поставок
© Российская Газета

По данным ассоциации "Росспецмаш", которая объединяет компании отечественного специализированного машиностроения, российские предприятия за первую половину 2023-го произвели продукции на 44 миллиарда рублей, и это примерно на треть больше прошлогоднего. Большая часть машин - на 37 миллиардов рублей - ушла на внутренний рынок, здесь тоже заметна прибавка в 21 процент.

Если рассматривать отдельные позиции, то отгрузки экскаваторов потребителям выросли в 3,3 раза, кранов-трубоукладчиков - в 3,1 раза, мини-погрузчиков - на 25 процентов, катков и кранов-манипуляторов - на 21 процент, фронтальных погрузчиков - на пять. В то же время по автогрейдерам, экскаваторам-погрузчикам и гусеничным бульдозерам очевиден спад: на 38, 21 и 15 процентов соответственно.

В "Росспецмаше" это связывают с резким ростом импорта, который носит агрессивный характер. За полгода рост зарубежных (читай китайских) поставок в количественном выражении составил 76 процентов, и по таким ключевым сегментам, как автокраны, грейдеры, экскаваторы-погрузчики, гусеничные экскаваторы импорт вырос в разы. Примечательно, что на днях Комитет производителей дорожно-строительной и специальной техники Ассоциации европейского бизнеса обнародовал свою статистику, и по ней продажи в России за II квартал сократились на 30 процентов, а за полгодана - 34,6 процента. Но статистическая программа АЕБ не учитывает некоторых участников рынка, в частности, производителей из Поднебесной.

Несколькими неделями раньше на площадке компании "Авито Спецтехника" прошла конференция игроков дорожно-строительной отрасли "Дело техники", где анализировалось состояние рынка за первый квартал и пять месяцев 2023 года. В частности, замдиректора "Росспецмаш" Вячеслав Пронин тогда отметил, что рынок продолжает расти, а государство создает различные субсидирующие и грантовые программы для развития машиностроения дорожно-строительной техники (ДСТ). "Несмотря на увеличение числа импортной техники, мы не видим предпосылок к "разрушению" внутренних производств. Рост продаж ДСТ говорит о том, что страна активно развивается и строится", - подчеркнул он.

По данным ассоциации, наиболее устойчивым к санкциям оказался сегмент прицепного и полуприцепного машиностроения. Вячеслав Пронин связывает это с тем, что внутренний рынок такой ДСТ-техники в России хорошо развит. В частности, в первом квартале экспорт этой продукции вырос на 367 процентов и превысил 1,1 тысячи единиц, а поставки на внутренний рынок увеличились на четверть и достигли 16,4 тысячи единиц.

Но негативные тенденции уже набирали ход. По статистике "Росспецмаша", объем импорта китайской техники в прошлом году увеличился на 96 процентов (в денежном выражении с 89 до 174 миллиардов рублей), а ее доля на отечественном рынке подскочила на 92 процента - с 26 до 50 процентов. А в первом квартале 2023-го китайская доля уже дошла до 64 процентов, а стоимость техники перешагнула за 74 миллиарда рублей.

Вячеслав Пронин заявил о необходимости выравнивания условий конкуренции с иностранными игроками. Благодаря всесторонней и системной господдержке зарубежные компании могут реализовывать технику по себестоимости производства или даже ниже ее. Российские предприятия не могут рассчитывать на такое конкурентное преимущество из-за высоких налогов, дорогих кредитов, роста цен на энергоносители, транспортировку, топливо. Нужно создать условия, считает Пронин, когда отечественные заводы смогут рассчитывать на такую же налоговую нагрузку, на такие же условия кредитования, на льготы и поддержку от государства, как их иностранные конкуренты. Тогда они смогут успешно конкурировать с импортом без программ субсидирования.

Российские предприятия не выдерживают конкуренции из-за высоких налогов, дорогих кредитов, роста цен на энергоносители и транспортировку

Тем не менее, как мы видим, рынок насыщен, а это самое главное. "Наша компания обеспечена техникой. Вот потребность в запчастях сильно возросла, особенно это касается импортной техники, - рассказал "РГ" замгендиректора по транспорту и механизации ИФСК "АРКС" Вячеслав Басов. - Землеройная техника у нас представлена брендами из США и ЕС, колесная же - "КАМАЗами" и "МАЗами". Запчасти на колесную технику всегда в наличии, поэтому акцент сделан на российские марки. А вот технику из Китая мы еще не эксплуатировали, хотя в нынешней ситуации этот рынок представлен широким ассортиментом. И все же встает вопрос о ее обслуживании. Пока оно не развито в полном объеме, да и ремонт по доступным ценам еще стоит отрегулировать".

Хорошим подспорьем для отечественных компаний может стать увеличение продаж техники дружественным странам. Так, недавно прошел саммит "Россия - Африка", и выяснилось, что страны Черного континента ориентированы на укрепление связей с РФ и ее регионами.

"Численность жителей в странах Африки растет наибольшими темпами, а ВВП, прогнозируемо, будет выше среднего по миру в течение длительного периода, что создает спрос на технологическое оборудование, - сообщил "РГ" гендиректор компании "ЧЕТРА" Владимир Антонов. - Страны Африки добывают и перерабатывают много полезных ископаемых, поэтому специальная техника, которая в этих процессах задействована, очень востребована".

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Ирина Фурсова