Онлайн-ретейлеры попросили власти отказаться от закона о платежах "Почте России"

<p>Законопроект Минцифры, предполагающий введение инфраструктурного платежа почтовому оператору в размере 0,5% от квартального оборота товаров для интернет-ретейлеров, ежегодная выручка которых составляет 1 млрд рублей и выше, "окажет негативный эффект на экономику страны, состояние отрасли и благосостояние населения", а его цели "не соответствуют реальному положению дел". Такие выводы содержатся в письме крупнейших компаний интернет-торговли на имя премьер-минустина. По мнению экспертов, фактически субсидирооссии" бизнесом, предоставляющим лучший сервис, выглядит "нерыночной и неперспективной идеей" и проблемы убыточного предприятия не решит</p> <h2 data-index="0" data-type="header">"Преодоление убытков"</h2> <p>Руководители десяти крупнейших компаний интернет-торговли, среди которых Ozon, "Сбермаркет", Wildberries, "М.Видео-Эльдорадо", Avito, DNS, Lamoda, "ВсеИнструменты.ру", "Ситилинк", направили на имя председателя правительства Михаила Мишустина коллективное письмо, в котором призвали принять меры в отношении готовящегося законопроекта о дотациях бизнеса "Почты России", рассказал источник Forbes, знакомый с подготовкой документа. Отправку письма (копия есть в распоряжении Forbes) в правительство подтвердили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). По информации Forbes, оно также было нфрыинэкономразвития и Минпромторг.</p> <p>Напомним, "Почта России" весной 2023 года предложила Минцифры механизм поддержки убыточной сети почтовых отделений через взимание инфраструктурного платежа с участников рынка электронной торговли. Компания предложила обязать владельцев маркетплейсов и других участников рынка e-commerce, ежегодная выручка которых составляет 1 млрд рублей и выше, уплачивать почтовому оператору инфраструктурный платеж в размере 0,5% от квартального оборота товаров.</p> <p>Законопроект, предложенный "Почтой России" и подготовленный Минцифры и, как настаивают онлайн-ретейлеры, "с отраслью не обсуждавшийся", предусматривает ежеквартальный платеж компаний интернет-торговли "Почте России" в размере 0,5% от оборота. Цель платежа — преодоление убыточности почты, убеждены авторы документа. "Очевидной предпосылкой для появления такой законодательной инициативы является зафиксированный в 2022 году убыток АО "Почта России" в размере 27 млрд рублей, компенсировать который предлагается за счет инфраструктурного платежа", — следует из письма.</p> <p>Ведущие игроки рынка электронной торговли в своем письме подчеркивают возможный вред этой инициативы для экономики страны и неэффективность такого решения с точки зрения поставленной задачи в целом. Среди аргументов они, к примеру, указывают несоразмерность предлагаемого платежа: для ряда компаний он сопоставим с чистой прибылью. Например, чистая прибыль Wildberries за 2022 год составила 10,1 млрд рублей, а взнос исходя из оборота составил бы 8 млрд рублей.</p> <p>Кроме того, перераспределительный платеж, по мнению авторов письма, "окажет отрицательное влияние на экономику страны": "С учетом динамики роста рынка электронной торговли в 2024 году может быть изъято с рынка более 40 млрд рублей". Кроме того, платеж в размере 0,5% от квартального оборота товаров "не учитывает фактическую способность лиц к его уплате", обращают они внимание: для Ozon, который продолжает активно инвестировать в собственное развитие, к убыткам в 58 млрд рублей в 2022 году добавился бы платеж в пользу АО "Почта России" в размере 4,2 млрд рублей.</p> <p>Обеспокоенность интернет-ретейлеров вызывает и ряд возможных, по их мнению, макроэкономических последствий такого решения. Возложенный на участников рынка дистанционной торговли налог в конечном итоге будет уплачен потребителем за счет повышения цен на товары, считают они. Поэтому расходы будут переложены на продавцов через повышение тарифов и комиссий: так, рост тарифов может составить от 10% до 20 %, а цен на товары — 3–5%. "Таким образом, принятие законопроекта неизбежно повлечет за собой негативные социальные последствия", — делают вывод авторы документа.</p> <p>Владельцы и топ-менеджеры компаний предлагают рассмотреть альтернативные пути преодоления убыточности оператора. Так, они сообщают "о готовности оказать содействие в увеличении интенсивности использования сервисов "Почты России" на рыночных условиях при условии выполнения оператором требований интернет-магазинов к условиям доставки", призывая содействовать переговорам почтового оператора и участников рынка электронной торговли.</p> <p>В "Почте России" отказались от комментариев. В аппарате правительства заявили, что письмо "пока не пришло". "Законопроект об инфраструктурном платеже сейчас находится в проработке. После внутриведомственного обсуждения Минцифры готово обсудить инициативу с представителями экспертного сообщества, общественными организациями и участниками рынка электронной коммерции", — сообщили Forbes в министерстве, указав, что письмо в Минцифры не поступало. В Минфине, Минэкономразвития и Минпромторге не ответили на запрос Forbes.</p> <h2 data-index="13" data-type="header">Сигнал сбора</h2> <p>Взимание с частного бизнеса оборотного сбора в пользу конкурента — государственной коммерческой компании — неприемлемо, уверены в АКИТ. "Более того, это может стать поводом для формирования подобной практики в других секторах экономики, что крайне негативно скажется на инвестиционном климате страны и граждан в целом", — сообщили Forbes в Ассоциации.</p> <p>До настоящего времени диалога с инициаторами законопроекта не сложилось, поэтому и было подготовлено обращение на имя Михаила Мишустина, говорят в Avito. Введение инфраструктурного платежа негативно скажется прежде всего на конечном потребителе, так как предлагаемый дополнительный оборотный налог в размере 0,5% "неизбежно приведет к необходимости компенсации выпадающих доходов и сокращению инвестиций в развитие отрасли", добавляют в компании. Поиск решений по повышению экономической эффективности сети отделений "Почты России" возможен исключительно путем предоставления сервисов акционерного общества на рыночных условиях, уверены в Avito. Текущее предложение "не учитывает реальную экономическую ситуацию", добавляют в "М.Видео-Эльдорадо": "Оно станет дополнительной нагрузкой для российского бизнеса, прецедентом и по сути скрытым налогом для онлайн-покупателей и неизбежно отразится в цене товаров".</p> <p>В Wildberries называют инициативу "нелогичной и вредной для экономики страны". "Во-первых, нам кажется порочной практика спасать финансовое положение бизнеса за счет другого бизнеса. Для этого есть целый ряд эффективных рыночных инструментов, от аудита до поиска новых способов заработка, оптимизации процессов. Во-вторых, оборотный налог неизбежно приведет к повышению комиссии на маркетплейсах, что, в свою очередь, скажется на конечных потребительских ценах, — заявили Forbes в компании. — Облагать e-commerce (значимого донора для экономики и инфраструктуры страны) таким губительным платежом — значит замедлить развитие экономики всей страны в целом".</p> <p>"Почта России", безусловно, очень мощный оператор доставки, который повышает качество жизни людей даже в самых удаленных регионах, — заявили в Ozon. — В то же время Ozon и другие маркетплейсы инвестируют миллиарды рублей в развитие своей логистической инфраструктуры, в том числе и в малых городах, помогая людям получить доступ к 200 млн товаров по доступным ценам". Введение обязательного инфраструктурного платежа "окажет негативное влияние на рынок электронной коммерции, приведет к сокращению инвестиций в развитие логистической и технологической инфраструктуры, которые необходимы для того, чтобы обеспечить доступ миллионов россиян к покупке товаров на онлайн-платформах", убеждены в Ozon.</p> <h2 data-index="20" data-type="header">Нерыночная идея</h2> <p>По оценкам Data Insight, в 2022 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 5,7 трлн рублей и 2,8 млрд заказов. За год эти цифры выросли соответственно на 38% и 65%. При этом на универсальные маркетплейсы с оборотом свыше 30 млрд рублей в год пришлось 2,7 трлн рублей. Согласно прогнозу агентства, в 2023 году объем продаж на российском рынке e-commerce достигнет 7,4 трлн рублей (+30%). Количество выполненных заказов составит 4,6 млрд (+64%). "Темпы роста в текущем году продолжат замедляться, но показатели роста все равно останутся на уровне намного выше среднемирового", — говорится в исследовании Data Insight.</p> <p>"Почта России" столкнулась с серьезными вызовами: либо она становится глубоко убыточным и неэффективным предприятием, либо фокусируется на бизнес-зад тесное сотрудничество с онлайн-игроками, полагают эксперты. Компания проводит необходимые модернизационные мероприятия с огромным опозданием, считает генеральный директор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. "Например, только сейчас началась трансформация отделений и совместное развитие с крупнейшими маркетплейсами. Это нужно было сделать несколько лет назад, и тогда, возможно, какую-то часть своей логистической инфраструктуры маркетплейсы могли не создавать, а использоватьтуру "Почты", — поясняет аналитик.</p> <p>"Почта России" — инфраструктурный игрок, который предлагает свои мощности, в том числе для участников рынка интернет-торговли, замечает партнер Data Insight Федор Вирин. По его словам, негибкость "Почты", обусловленная огромной инфраструктурой и довольно старыми процессами и софтом, привела к тому, что она довольно быстро теряет свою долю на рынке интернет-торговли, размером в 2 млрд посылок в год. За последние несколько лет крупнейшие игроки рынка построили сотни тысяч складов фулфилмента, более 60 000 пунктов выдачи заказов, добавляет аналитик. "Эффективность "Почты" может быть обусловлена похожими действиями, но прямое субсидирование госструктуры фактически конкурирующими коммерческими структурами, предоставляющими лучший сервис, выглядит нерыночной и неперспективной идеей", — заключает Вирин.</p> <p>Когда "Почта России" педалирует вопрос о субсидиях, а по сути налоге на маркетплейсы, это крайне негативно влияет на взаимодействие с крупнейшими партнерами предприятия, считает Михаил Бурмистров: "Даже если "Почта" получит налог со своих партнеров, это не решит проблемы предприятия. Маркетплейсы просто заменят ее во всех аспектах, где она еще нужна (работа с сельскими населенными пунктами и трансграничная торговля)" . При этом он не исключает, что на каком-то этапе "Почте России" потребуется поддержка государства, но уверен, что субсидировать стоит не работу предприятия, а его модернизацию для повышения эффективности.</p>