Путеводитель по оптимизации: как анализ процессов бизнеса помогает повысить его эффективность и прибыльность

Любой предприниматель стремится к постоянному росту и развитию своего дела. Одним из ключевых инструментов, помогающих в этом, является анализ бизнес-процессов. Классический подход консультантов Big4 позволяет глубоко и подробно исследовать то, как устроена компания изнутри, найти пробелы и слабые зоны и скорректировать их. Если совершать такой анализ грамотно и поэтапно, он может вывести бизнес на новый уровень развития. Подробнее об этом рассказал Вадим Тарасов, основатель Центра "КОНСАЛТИНГ ДЛЯ ВСЕХ", экс-управленческий консультант компаний "Большой четверки" и автор курсов по развитию рабочих навыков в Корпоративном университете Президентской Академии РФ

Путеводитель по оптимизации: как анализ процессов бизнеса помогает повысить его эффективность и прибыльность
© Мир новостей

Диагностика

На первом этапе исследования важно сформулировать его цели. Только так на выходе мы получим реальный и применимый на практике результат.

Также на этапе диагностики важно собрать и изучить все доступные данные, которые детально передают реальную ситуацию в организации. Сюда относится и внутренняя документация компании, и состояние рынка, и качественная информация обо всем, что влияет на проект. Учитываются любые детали, например:

Кто реально принимает решение; Кто и как воздействует на этого человека или группу лиц; Какие события привели к текущей ситуации; Почему потребовались изменения.

Выработка решения

На втором этапе анализа необходимо сформировать «дерево гипотез» о проблемах и возможных решениях. По сути, это длинный перечень предположений о том, какие конкретно трудности испытывает бизнес, и из-за чего это происходит. Такой расширенный взгляд на ситуацию поможет составить объемное и комплексное понимание ситуации и обнаружить неочевидные ошибки в системе.

Далее стоит проверить каждое из предположений о проблемах и отсечь нерабочие. Чаще всего на этом этапе мы видим, как реализуется на практике Закон Парето — остается примерно 20% гипотез, которые позже дают 80% результата.

В итоге для тех проблем и ошибок, которые подтвердились при тестах, вырабатываются решения.

Разработка плана внедрения решения

Когда бизнес подробно изучен, ключевые проблемы определены и способы их решения сформулированы, многие предприниматели совершают большую ошибку — заканчивают проект.

На самом деле здесь нельзя останавливаться. Ведь важно найти не только само решение, но и способ его реализации с учетом всех особенностей компании.

Далее стоит разработать план действий и предусмотреть показатели, которыми мы будем измерять прогресс. В таком плане обязательно должны быть обозначены ответственные лица, конкретные сроки и приоритет каждой задачи.

В конце этого этапа руководитель компании понимает, что и как конкретно делать, чтобы начать улучшать результаты бизнеса и увеличить прибыль.

При этом некоторые изменения будут внедрены быстро и сразу дадут результаты, а какие-то потребуют масштабной перестройки всей системы, потому займут больше времени. Но и результаты покажут более глобальные.

Управление изменениями в рамках внедрения

Чтобы преобразования происходили максимально органично и эффективно, желательно запустить проектное управление для их внедрения. Это может быть команда из нескольких человек или целый офис — в зависимости от масштабов компании.

Дополнительная и очень важная задача этой группы — выстроить информационную кампанию для сотрудников и внешних заинтересованных лиц. Это очень важная часть процесса несмотря на то, что многие управленцы упускают ее из виду. Работа с корпоративной культурой и организационной средой позволяет проще адаптировать трудовой коллектив к изменениям. И соответственно, быстрее получить результат.

Благодаря такому комплексному подходу к анализу бизнес-процессов, предприниматель решает сразу несколько задач:

Оптимизирует работу на всех этапах и снижает издержки; Повышает конкурентоспособность бизнеса и укрепляет его позицию на рынке; Увеличивает прибыль компании; Обеспечивает ей пространство для дальнейшего развития.

И происходит это благодаря тому, что в процессе грамотного и профессионального анализа ключевые проблемы бизнеса не только выявляются, но и решаются.