Рынок франшиз в РФ: как начинался и что происходит сейчас

История франчайзингового бизнеса в России достаточно молодая и до определённого времени вызывала недоверие у предпринимателей — большинство хотели иметь «собственный» бизнес что бы это ни значило. Тем не менее, сегодня потребители всё чаще выбирают товары и услуги привычных и зарекомендовавших компаний, не важно в каком городе они находятся, нежели местечковые.

Рынок франшиз в РФ: как начинался и что происходит сейчас
© Сравни.ру

Считается, что история франчайзинга в России началась в 1972 году, когда на территории нашей страны начали выпускать напитки «Пепси-Кола» и «Фанта». Двумя годами ранее президент компании PepsiCo Дональд Кендалл получил соответствующее разрешение в правительстве СССР.

Следующим крупным франчайзером стал Владимир Довгань, который в 1990 году основал предприятие «Дока» по выпуску оборудования для хлебопекарен и пиццерий. Клиенты также получали готовые модели для ведения бизнеса.

Тогда же, в 1990-е годы, на российском рынке появились зарубежные франчайзинговые компании: McDonald’s, Sbarro, Денди, Папа-Джонс, Baskin-Robbins, началось развитие сетей «Спортмастер», «Лукойл», «Перекрёсток», «Крошка-картошка», «1С: Предприятие».

Начиная с 2000 года российский рынок стал пополняться, как зарубежными франчайзинговыми компаниями, так и местными. Ежедневно мы пользуемся услугами франчайзинговых компаний, порой даже не осознавая это. Продукты из «Пятерочки», ресторан «IL Патио» или «Сушишоп», «Советская аптека», магазин одежды и белья Conte, лаборатории Гемотест, Хеликс и Инвитро и многие другие.

По данным портала franshiza.ru, оборот рынка франчайзинга за 2022 год вырос на 19% и достиг 2,78 трлн рублей. В первую очередь это связано с ростом среднего чека. Число занятых во франчайзинговых сетях увеличилось на 9% до 1,24 млн сотрудников. В прошлом году почти 300 франчайзинговых сетей прекратили свое существование, что стало следствием ухода с российского рынка зарубежных брендов. При этом более 400 сетей наоборот — вывели на рынок свою франшизу. Сюда относятся как новые на рынке франшизы компании («Аленка», «Интан»), так и вынужденные провести ребрендинг и продолжать работать уже под новым именем. На начало 2023 года в России насчитывалось 3249 франшиз (+5% к прошлому году). Спрос на российские франшизы увеличился на 70%.

Отдельно стоит отметить, что в России не очень популярны промышленные и производственные франшизы. Все дело в объёме вложений на старте. Тем не менее, среди российских промышленных франшиз представлены: производство и монтаж модульных ограждений «ЗаборЛего», металлоломная компания «Тайммет Вторчермет», производство автохимии, автокосметики и клининга «ХимRussia».

По данным рейтинга российских франшиз, который составила компания EMTG (организатор выставки BUYBRAND Expo) по итогам 2022 года, на рынке преобладают франшизы в сфере услуг. На них приходится 40,1% от общей доли, далее следует ритейл (32,7%). Замыкает тройку лидеров компании общественного питания (27,2%). Эти результаты отражают как высокий объем вложений, необходимый для общепита (сфера услуг — до 1,5 млн, общепит — порядка 7 млн рублей), так и срок окупаемости.

Особняком на рынке франшиз стоит логистика, так как это нечто среднее между «простыми» и «сложными» франшизами. Не нужно переживать, если кафе не будет пользоваться спросом и продукты испортятся или детский клуб не станет популярным среди детей и их родителей, при этом вовлеченность в бизнес должна быть высокой, как минимум на старте.

На потрале businessmens.ru в разделе франшиз служб доставки и грузоперевозок представлено сразу 30 компаний со стартовым капиталом от 30 000 до 2 млн рублей. Естественно этой суммой вложения не ограничиваются, так как у каждой службы есть свои особенности.

Так, международный логистический оператор СДЭК открыл свою франшизу в 2009 году (компания основана в 2000 году). За это время по всему миру уже открыто более 4300 отделений СДЭК. Сегодня компания предлагает своим франчайзи 3 варианта сотрудничества в зависимости от размера населенного пункта — от 350 000 до 700 000 рублей в качестве вложений. Средний срок окупаемости франшизы составляет 10 месяцев. Учитывая, что более 61% франчайзи являются мультионерами (обладателями двух и более отделений), такое вид франшизы действительно популярен и выгоден. Помимо известного бренда франчайзи также получает доступ в разветвленной цепи логистических маршрутов, сопровождение выделенного менеджера, как на старте, так и в процессе работы.