Социолог Александр Чепуренко: Надо понять, почему  микробизнес не стремится стать малым

Индекс деловой активности субъектов малого и среднего бизнеса в июне достиг максимальных значений за всю историю наблюдений. У 19% компаний продолжали расти фактические продажи (о снижении сообщили 34%, это минимум с сентября 2021 года), 28% компаний ждут дальнейшего роста выручки (сокращения - 15%). Малый бизнес адаптировался к санкциям и готов идти дальше? Обсудим тему с социологом, доктором экономических наук Александром Чепуренко.

Социолог Александр Чепуренко: Надо понять, почему  микробизнес не стремится стать малым
© Российская Газета

Гибок, мобилен, живуч

Индекс деловой активности ежемесячно рассчитывается "ОПОРОЙ России", Промсвязьбанком и агентством Magram Market Research. В июне он составил 55,3 пункта. Эксперты отмечают неуклонную динамику: в марте индекс составлял 53,5 пункта, в апреле - 54,1, в мае - 53,7. Понимать надо так, что деловой климат в стране улучшился?

Александр Чепуренко: Данные разных аналитических компаний в целом подтверждают эту картину. Например, исследование малого бизнеса, проводимое ФОМ, в ходе которого ежеквартально опрашиваются одни и те же владельцы малого бизнеса, так называемый лонгитюд, также показывает, что во втором квартале 2023 года доля ориентированных на "выживание" была близка к минимуму (28%). А вот доля тех, кто почувствовал, что ситуация в экономике в минувшем квартале улучшилась, была близка к максимуму за 2021-2023 годы (11%). Наконец, на абсолютном пике находится доля вступивших в текущий квартал с оптимизмом (53%). При этом доля считающих, что текущий квартал будет лучше для бизнеса, выросла вдвое - с 20 до 42%. Да и доля владельцев бизнеса, открывших новые направления деятельности, осталась на стабильно высоком уровне - 17%. Это говорит о том, что малый бизнес в России - как ванька-встанька: после любых потрясений он способен сравнительно быстро восстанавливаться. Это, конечно, не означает, что он любит потрясения, скорее, речь идет о том, что он адаптивен: гибок, мобилен, живуч.

В 2022 году крушения малого и среднего бизнеса удалось избежать. А с чем сейчас приходится справляться?

Александр Чепуренко: Основная проблема сейчас - уровень платежеспособного спроса со стороны клиентов, которыми у МСП обычно являются население и такие же небольшие компании или муниципальные власти. Малый бизнес вынужден к нему приспосабливаться, но резервов у него в этом отношении меньше, чем у крупного бизнеса, который может создавать запасы и таким образом делать рост цен на свою продукцию более плавным и медленным, может "нагибать" поставщиков, может манипулировать численностью работников или выводить какие-то операции на аутсорсинг.

Банк России опубликовал план поддержки малого и среднего предпринимательства на ближайшие два года. Предложено более трех десятков мер по разным направлениям: развитие кредитования, программы льготного финансирования, статистическая информация ЦБ, цифровой профиль и система быстрых платежей... Удалось ли в итоге сделать кредиты, особенно инвестиционные, более доступными для малых и средних предприятий? И много ли желающих воспользоваться предоставленными возможностями?

Александр Чепуренко: Да, все эти меры в принципе работают, тем более - вкупе с инфляцией. Поскольку она растет, то в конце концов отдавать придется уже подешевевшие рубли, и чем на более длительный срок берешь кредит, тем реально более дешевым он становится. Да, эти меры работают, но в отношении относительно небольшой группы МСП - тех, которые имеют позитивную кредитную историю, способны грамотно планировать свои финансовые обязательства, уже ранее участвовали в программах льготного финансирования и т.д. Если же мы говорим об инвестиционных кредитах, то следует помнить: подавляющее большинство субъектов МСП - микропредприятия, они в принципе инвестиционных кредитов не берут, ограничиваясь либо самофинансированием, либо коммерческим кредитом от партнеров, либо потребительскими кредитами. Кроме того, инвестиционный кредит - это всегда еще и проявление уверенности в предсказуемости финансово-экономической ситуации как минимум на период кредита. Вот этой уверенности у МСП сегодня нет: кто знает, каковы будут спрос, учетная ставка ЦБ, уровень инфляции, некоммерческие риски к моменту завершения кредитного договора? Вообще значительная часть субъектов МСП в принципе создаются не для того, чтобы расти и развиваться, а для того, чтобы обеспечить своим владельцам приемлемый уровень текущего дохода. Допустим, в той местности, где человек проживает, нет возможности найти хорошо оплачиваемую работу, или человека "сократили" и он вообще не может никуда трудоустроиться. Вот и приходится - без особого желания и склонности - создавать свой маленький бизнес. Это не хорошо и не плохо, это просто факт: очень часто предпринимательство в малом бизнесе является вынужденным. И такие предприниматели, конечно, как правило, кредитов не берут: зачем? Кроме того, в условиях нынешней турбулентной реальности значительная часть владельцев малого бизнеса перешли к стратегии выживания, они сокращают расходы, снижают уровень маржи, делают все возможное, чтобы просто спасти свой бизнес в надежде на лучшие времена.

Типичное малое предприятие - это микробизнес

Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса, несмотря на многочисленные меры поддержки и отстроенную инфраструктуру, пока не реализован, отмечает первый вице-премьер Андрей Белоусов: из 6 млн представителей МСП экспортеры составляют только 1%. Что же мешает? Страх предпринимателей перед неизвестностью? Обострившиеся из-за санкций сложности с расчетами и логистикой? Трудный поиск партнеров за рубежом?

Александр Чепуренко: Следует просто учитывать, что типичное малое предприятие - это микробизнес: 2-3 человека, работающих в торговле и услугах населению. Если принять во внимание еще и необъятные просторы нашей страны, то подавляющее большинство из них никогда не будет ничего экспортировать. И не надо от них этого ожидать! И тут нет никакой особой специфики российской, в любой крупной экономике (что в американской, что в индийской или китайской) все устроено точно так же. Экспортом способны заниматься преимущественно средние предприятия, которых в России очень мало, несколько десятков тысяч. Поэтому, если мы хотим, чтобы российский МСП стал более интенсивно выходить на внешние рынки, нужно понять, почему же у нас микробизнес не стремится стать малым, а малый - дорасти до средних размеров? Почему бизнесы с большей охотой дробятся, чем растут?

Нужно понять, почему же у нас микробизнес не стремится стать малым, а малый - дорасти до средних размеров

Способно ли государство помочь малому и среднему предпринимательству выйти на зарубежные рынки? И в чем могла бы выражаться эта помощь?

Александр Чепуренко: Следует понимать, что в нынешних условиях расширение экспортной деятельности российских компаний - задача очень нетривиальная: мировая экономика находится в стадии растущего протекционизма, наиболее емкие рынки для российских товаров и услуг закрыты. Тем не менее и в этих условиях нужно в первую очередь создавать рамочные условия для роста так называемых национальных чемпионов - экспортно ориентированных средних компаний. Например, следует использовать присутствие крупных российских компаний в Индии, некоторых странах Юго-Восточной Азии и Африки для вовлечения в реализуемые ими там проекты поставщиков из числа МСП. Далее следовало бы содействовать формированию и росту частных и частно-государственных платформ-агрегаторов (типа некоторых китайских платформ, которые стали площадками для продвижения продукции китайских производителей за рубежом). Наконец, через гранты вузам и проектное софинансирование создать сеть внедренческих и инжиниринговых сервисов для МСП-экспортеров на базе государственных технических университетов. Но прежде всего нужны такие налоговые режимы, которые не отбивали бы охоту расти, и понятные механизмы использования экспортной выручки в национальных валютах развивающихся стран (например, ее продажа уполномоченному государственному институту развития - за рубли или свободно конвертируемые валюты).

Представители малого и среднего бизнеса считают, что нужно перенастроить комплексную программу поддержки МСП, включив в нее МСП-экспортеров. В частности, предлагается создать "экспортный экспресс МСП" (по аналогии с "Агроэкспрессом"), чтобы малый бизнес мог заказывать экспортную перевозку через единое окно (уже существующую цифровую платформу "Мой экспорт"), а "РЖД Логистика" осуществляла доставку даже небольших партий товара. Как вы оцениваете это предложение?

Александр Чепуренко: Это полезные предложения, но работать они будут в основном в интересах тех компаний малого и среднего бизнеса, которые уже участвуют в экспортной деятельности. Но мы же знаем, что таких пока всего около 1%. Значит, основной вопрос заключается в том, как создать условия для расширения этого контингента.

Накопленное недоверие быстро не искоренить

Мне кажется, малый бизнес, как, впрочем, и любой, ждет от государства не столько конкретной поддержки, которая обычно доступна лишь узкому кругу лиц, а создания нормальной деловой среды, в которой можно спокойно работать. Не напрасны ли эти ожидания?

Александр Чепуренко: Вы знаете, в основном он вообще ничего не ждет от государства, кроме предсказуемости в налоговой политике. Хотя в период пандемии государство пошло на беспрецедентный, по нашему опыту, набор мер поддержки, и в целом доля получивших ее в той или иной форме кратно возросла по сравнению с предшествующим периодом. Накопленное за десятилетия благих пожеланий и обещаний недоверие быстро не искоренить. С другой стороны, в нынешних условиях у Российского государства просто нет альтернативы целевой поддержке разных групп МСП - растущих производственных компаний, малого бизнеса в агросекторе, ИТ-компаний и т.д. Потому что без роста деловой активности и инициативы "снизу", только за счет крупного окологосударственного бизнеса, проблемы структурной перестройки экономики не решить.

Визитная карточка

Фото: hse.ru

Александр Чепуренко - доктор экономических наук, научный руководитель департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Родился в 1954 г. в Москве. Окончил экономический факультет МГУ в 1977 г. С 1991 по 2004 г. - один из руководителей Российского независимого института социальных и национальных проблем, с 2004 г. - профессор в Высшей школе экономики и одновременно главный научный сотрудник в Институте социологии РАН. Один из ведущих отечественных специалистов в области исследований предпринимательства и малого бизнеса, неоднократно выступал в массовой печати по проблемам российского предпринимательства и политики в отношении малого бизнеса.