Банки будут передавать ЦБ больше данных о мошенниках
С 1 октября банки будут передавать в Центробанк больше информации о переводах, сделанных без согласия владельца счета. Раньше Центробанк получал только сведения о конечном получателе похищенных средств. Теперь банки будут раскрывать информацию о подозрительных транзакциях по 50 признакам. Об этом рассказал агентству «Прайм» резидент экспертного клуба Центра стратегических разработок Глеб Белавин. Он заявил, что это поможет быстрее выявлять телефонных мошенников. Нововведение может принести некоторые дополнительные неудобства для бизнеса, но серьезных ухудшений не будет, правда, и улучшений тоже, говорит экономический обозреватель Вячеслав Абрамов.
Вячеслав Абрамов экономический обозреватель «Уже на сегодня действуют определенные меры защиты с точки зрения обмена информацией по мошенникам, и при торможении валютных и рублевых переводов эта мера присутствует. Данное дополнение, которое сейчас обсуждается, существенно уже ничего не поменяет, в какой-то степени, может, и улучшит, но пока сложно сказать, как это будет работать и готово ли инфраструктурно данное решение о подобном обмене информацией. Пока сложно об этом говорить, но и здесь могут возникнуть определенные дополнительные издержки непосредственно и для банков, потому что нужно будет набирать штат, который будет это все отслеживать дополнительно, отправлять все эти базы данных в ЦБ и забирать из МВД, здесь это работа не одного месяца. Текущих мер предосторожности сейчас вполне хватает, если есть подозрительные операции и переводы, то комплаенс, внутренний контроль всех банков их притормаживает и имеет право запросить дополнительные документы, если сомневается в данной операции. В целом как-то сильно это не обезопасит клиентов, в любом случае будут находиться какие-то лазейки, поэтому улучшений серьезных не будет, но при этом и ухудшений тоже».
К примеру, как сомнительные операции будут отмечены случаи одновременной работы интернет-банкинга в разных географических точках или оформление предодобренного кредита сразу после снятия блокировки онлайн-банкинга из-за неверного ввода логина, пароля или номера телефона. ЦБ теперь будет собирать больше информации, но к улучшению безопасности счетов это не приведет, считает управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT Евгений Царев.
Евгений Царев управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT «ЦБ собирает данные об инцидентах очень давно. По старой 203-й форме ЦБ собирал данные об операциях, которые совершены без согласия клиента, со временем эта форма постоянно менялась, не каждый год, но с какой-то периодичностью. Количество полей внутри становилось все больше, сама отчетность становилась сложнее, и недавно ЦБ разослал новые правила по информированию, новый стандарт 1.5. В нем происходят существенные изменения в плане отчетности. Если обобщить, то ЦБ стремится получить больше информации касательно той или иной операции, которая совершена или могла быть совершена без согласия клиентов. Проблема заключается в том, что банки самостоятельно принимают решение об отчетности, а они действительно формально должны сообщать обо всех инцидентах, которые относятся к тем, про которые я говорил, но не все банки передают полный объем информации. Банковскую дисциплину соблюдают не все и не в полной мере. Существенного влияния на борьбу с мошенничеством новая отчетность не окажет, потому что у нас проблема находится не столько на стороне банка и Центробанка, сколько на стороне правоохранительных органов, у нас с большим трудом инциденты объединяются в отдельные уголовные дела и каким-то образом расследуются».
По данным ЦБ в 2022 году количество операций без согласия клиентов снизилось на 15% по сравнению с 2021 годом: мошенники провели почти 900 тысяч незаконных транзакций. Но при этом почти на 5% выросла сумма ущерба — всего с банковских счетов россиян было украдено более 14 млрд рублей.