Банки будут передавать ЦБ больше данных о мошенниках

С 1 октября банки будут передавать в Центробанк больше информации о переводах, сделанных без согласия владельца счета. Раньше Центробанк получал только сведения о конечном получателе похищенных средств. Теперь банки будут раскрывать информацию о подозрительных транзакциях по 50 признакам. Об этом рассказал агентству «Прайм» резидент экспертного клуба Центра стратегических разработок . Он заявил, что это поможет быстрее выявлять телефонных мошенников. Нововведение может принести некоторые дополнительные неудобства для бизнеса, но серьезных ухудшений не будет, правда, и улучшений тоже, говорит экономический обозреватель Вячеслав Абрамов.

Банки будут передавать ЦБ больше данных о мошенниках
© BFM.RU

Вячеслав Абрамов экономический обозреватель «Уже на сегодня действуют определенные меры защиты с точки зрения обмена информацией по мошенникам, и при торможении валютных и рублевых переводов эта мера присутствует. Данное дополнение, которое сейчас обсуждается, существенно уже ничего не поменяет, в какой-то степени, может, и улучшит, но пока сложно сказать, как это будет работать и готово ли инфраструктурно данное решение о подобном обмене информацией. Пока сложно об этом говорить, но и здесь могут возникнуть определенные дополнительные издержки непосредственно и для банков, потому что нужно будет набирать штат, который будет это все отслеживать дополнительно, отправлять все эти базы данных в ЦБ и забирать из МВД, здесь это работа не одного месяца. Текущих мер предосторожности сейчас вполне хватает, если есть подозрительные операции и переводы, то комплаенс, внутренний контроль всех банков их притормаживает и имеет право запросить дополнительные документы, если сомневается в данной операции. В целом как-то сильно это не обезопасит клиентов, в любом случае будут находиться какие-то лазейки, поэтому улучшений серьезных не будет, но при этом и ухудшений тоже».

К примеру, как сомнительные операции будут отмечены случаи одновременной работы интернет-банкинга в разных географических точках или оформление предодобренного кредита сразу после снятия блокировки онлайн-банкинга из-за неверного ввода логина, пароля или номера телефона. ЦБ теперь будет собирать больше информации, но к улучшению безопасности счетов это не приведет, считает управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT .

Евгений Царев управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT «ЦБ собирает данные об инцидентах очень давно. По старой 203-й форме ЦБ собирал данные об операциях, которые совершены без согласия клиента, со временем эта форма постоянно менялась, не каждый год, но с какой-то периодичностью. Количество полей внутри становилось все больше, сама отчетность становилась сложнее, и недавно ЦБ разослал новые правила по информированию, новый стандарт 1.5. В нем происходят существенные изменения в плане отчетности. Если обобщить, то ЦБ стремится получить больше информации касательно той или иной операции, которая совершена или могла быть совершена без согласия клиентов. Проблема заключается в том, что банки самостоятельно принимают решение об отчетности, а они действительно формально должны сообщать обо всех инцидентах, которые относятся к тем, про которые я говорил, но не все банки передают полный объем информации. Банковскую дисциплину соблюдают не все и не в полной мере. Существенного влияния на борьбу с мошенничеством новая отчетность не окажет, потому что у нас проблема находится не столько на стороне банка и Центробанка, сколько на стороне правоохранительных органов, у нас с большим трудом инциденты объединяются в отдельные уголовные дела и каким-то образом расследуются».

По данным ЦБ в 2022 году количество операций без согласия клиентов снизилось на 15% по сравнению с 2021 годом: мошенники провели почти 900 тысяч незаконных транзакций. Но при этом почти на 5% выросла сумма ущерба — всего с банковских счетов россиян было украдено более 14 млрд рублей.