Ситуация с крытыми вагонами в 2023 году: «Дефицит нарастает активными темпами»

Общий парк крытых вагонов российских собственников на сети РЖД в среднем составляет 57 тысяч единиц, из них рабочий парк – около 45 тысяч. Остальные либо представляют собой нерабочий парк, либо находятся за пределами России.

«Исторически сегмент крытых вагонов был «тихим» – стабильная грузовая база, стабильное количество операторов, стабильный парк традиционно в небольшом профиците, вялая конкурентная ценовая борьба между операторами. Но за последние два года произошли кардинальные изменения, и ситуацию можно характеризовать как «высокие ставки в условиях острого дефицита парка», – говорит Максим Зинченко.

За I полугодие 2023 года построено 1984 крытых вагона, из них в управление российских операторов попала лишь половина. При этом за 2022 год в России произошло списание почти 2 тысяч крытых вагонов постройки 1990 года, а в ближайшие три года списанию подлежит еще порядка 10 тысяч единиц.

«Дефицит нарастает, а компенсировать выбытие сложно из-за больших цен на вагоны – за первое полугодие они поднялись на 20%, а в сравнении с началом 2022 года – примерно на 55%. При этом окупаемость выходит за рамки 15-летнего горизонта», – говорит М. Зинченко.

При этом физически нарастить темпы строительства новых вагонов невозможно – ограничения заводов-изготовителей не позволяют в полном объеме обеспечить потребности в новом парке.

Эти факторы привели к росту ставок, что, казалось бы, хорошо для оператора – когда грузоотправители встают в очередь за вагонами. Но давление извне вносит свои коррективы: увеличиваются затраты на содержание и ремонт вагонов, на аренду/лизинг, на порожние тарифы, увеличивается оборот вагона и растут конвенционные ограничения.

«Таким образом, фактический рост ставки позволил лишь компенсировать возросшие расходы, но не получить сверхприбыль. И все это на фоне того, что производительность крытого вагона стала ниже», – подчеркивает М. Зинченко.

По прогнозам эксперта, дефицит крытых вагонов на сети усилится в среднесрочной перспективе, сохранятся внешние условия для дальнейшего роста стоимости предоставления вагонов. Компенсировать негативное воздействие внешней среды позволит взаимодействие всех участников перевозочного процесса, а повышение эффективности использования подвижного состава – ключ к расшивке узких мест инфраструктуры.