Открытые или внутренние инновации: что подойдет вашей компании
Ирина Тарасова - Директор Центра корпоративных инноваций «Акселератора ФРИИ». За последние два года инновации в России переживают настоящий Ренессанс. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, компании не снизили свою инновационную активность, как предполагали некоторые эксперты, а наоборот — активно реализуют стратегии инновационного развития, только теперь они носят более краткосрочный характер. Фото: depositphotos.com В рамках данных стратегий есть возможность использовать как инновации с открытого рынка, так и внутренние наработки. Давайте разберемся, какой подход когда лучше применять. Итак, что же лучше? Открытые инновации (Open innovations), основанные на взаимодействии с внешними структурами, или внутренние инновации, разрабатываемые внутри компании? Чтобы понять, какой тип инноваций подходит той или иной компании, необходимо глубже разобраться в каждом из этих понятий. Но сразу спойлер — понятия «лучший формат» не существует. Открытые инновации: форматы и принципы Открытые инновации (ОИ) — это стратегия, при которой компания вовлекает внешние источники, включая стартапы, университеты, инновационные лаборатории и индивидуальных экспертов, в процесс создания и разработки новых продуктов, услуг и технологий. Эта стратегия основывается на идее, что инновационные решения могут быть найдены и разработаны не только внутри компании, но и за её пределами. Такому подходу свойственны партнерства и коллаборации между игроками инновационной экосистемы. Согласно новому исследовательскому отчету The Economist, спонсируемому SUSE, порядка 95% компаний сегодня используют инструменты открытых инноваций, причем 54% делают это в «большинстве» или во «всех» своих проектах. Открытые инновации могут принимать разнообразные формы, включая: Корпоративные акселераторы или программы пилотирования; инкубаторы; точечный скаутинг: партнёрство с стартапами для разработки новых продуктов или внедрения новых технологий. По нашим наблюдениям, компании, которые только начинают инновационную активность, предпочитают формат акселераторов, которые предполагают поиск и пилотирование решений стартапов. Сама структура акселерационных программ достаточно простая и состоит из следующих этапов: поиск проектов; экспертиза; акселерационная часть; демодень). В дальнейшем, по мере изменения инновационной среды в компании, многие предпочитают экономию времени и ориентируются на точечный скаутинг проектов под четкие запросы от бизнеса. Такой скаутинг позволяет компаниям оставаться в курсе последних технологических тенденций, находить новые возможности для роста и обеспечивать конкурентное преимущество на рынке. Открытые инновационные платформы: создание онлайн-порталов, где компании и сторонние эксперты могут обмениваться идеями и решениями. В прошлом году у нас был опыт создания подобной платформы корпоративных инноваций с компаниями из банковской сферы и ритейла, где они могли обмениваться кейсами пилотных проектов и другими полезными инсайтами в сфере инноваций. В России такой формат только набирает популярность, есть кейсы платформы для ритейлеров RITA (Retail innovation Tech Alliance), есть Ассоциация индустриальных инноваций с крупными игроками в промышленности. Сотрудничество с университетами и научными лабораториями: обмен знаний и научных исследований для совместной разработки продуктов. Сегодня делается большая ставка на вузы и инновационные проекты, которые они могут предложить. Проводится целая серия образовательных интенсивов со студентами, на базе некоторых университетов запускаются инкубаторы и венчурные студии. Отдельные компании также открывают свои кафедры в вузах. Метрики успеха открытых инноваций включают количество успешно реализованных совместных проектов, прирост прибыли от внедрения новых продуктов, увеличение числа партнерств с внешними организациями и рост уровня удовлетворенности клиентов. Внутренние инновации: зачем они нужны компании Модель внутренних инноваций (ВИ) подразумевают более широкое понятие: здесь и R&D, и НИОКР, и проекты корпоративного предпринимательства, и фабрики идей. Помимо этого, существуют команды роста (growth teams), которые создают инновационные продукты и услуги в рамках продуктового подхода. Сегодня в России мы видим восходящий тренд корпоративного предпринимательства. И это объясняется еще и преимуществами внутренних инноваций, которые включают более прямой контроль над процессами, сохранение конфиденциальности (что особенно важно для компаний сегодня) и корпоративной специфики. К внутренними инновациям можно отнести еще и программы по развитию предпринимательского мышления сотрудников, которые так же, как и акселераторы из открытых инноваций, могут продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев. Такие программы помогают: Сформировать навыки продуктового мышления у сотрудников. Встроить внутренние разработанные в рамках программы решения в бизнес-процессы с реальным влиянием на деятельность компании. Получить измеримый экономический эффект от внедренных решений/продуктов. Проекты корпоративного предпринимательства помогают не только стимулировать сотрудников мыслить out of the box, но и придумывать реально рабочие решения и продукты, которые компания может тестировать и масштабировать в случае успеха. Однако и у внутренних инноваций есть минусы — этот подход может ограничить доступ к новым идеям извне. Мы часто наблюдали, как внутренние разработки конкурировали со стартапами с рынка, что приводило к конкуренции и некой закрытости компании для внешних решений. Как определить оптимальный формат инноваций для компании Представим, что вы компания, которая хочется начинать активно вовлекаться в инновационную повестку. Как выбрать подходящий формат? Анализ целей и стратегии компании. Прежде всего, необходимо выявить, какие именно цели компания хочет достичь, внедряя инновации. Если целью является быстрое пилотирование и тестирование новых технологий, открытые инновации могут быть предпочтительнее. Оценка ресурсов и компетенций. Анализ имеющихся ресурсов и компетенций поможет определить, насколько реально и эффективно компания может работать с внешними партнерами. При работе с инновациями, особенно в начале, это один из ключевых этапов. Если у компании стоит ограничение или уровень закрытости высокий — внутренние инновации могут быть оптимальным вариантом. Исследование рынка и конкурентов. Изучение рыночной ситуации и стратегий конкурентов может помочь определить, какие форматы инноваций наиболее актуальны для вашей отрасли. Кто и какие наработки/инновации уже использует? Оценка потенциала партнерских отношений. Если компания готова к партнерствам, оцените потенциал сотрудничества с внешними структурами и как это может сказаться на развитии именно вашей компании. На что у рынка спрос сегодня Активно наблюдая за рынком, мы можем сказать, что сейчас разделение идет 50/50 — сложно сказать, что какой-то формат перевешивает. Мы видим шифтинг внутренних инноваций даже больше в сторону HR-функций, потому что роль HR сегодня меняется — возможно, не так быстро, как бы этого хотелось, но уже многие корпорации выделяют эту роль как стратегическую, а не только операционную. Открытые инновации также востребованы, но в том формате, который позволяет быстро находить решения, тестировать гипотезы и снимать результаты. По опыту можно сказать, что золотая середина — это наиболее подходящий вариант для корпорации. Понимая цели и стратегию развития компании, готовность открыто смотреть и экспериментировать в поисках повышения операционной эффективности и поиска точек роста, мы рекомендуем развивать одновременно работу с инновациями с открытого рынка и внутренние инновации и предпринимательское мышление сотрудников. Данный набор инструментов и подходов поможет работать на бизнес-показатели успешности компании.