Основной площадкой для покупки школьных товаров стали маркетплейсы

В 2023 году по всем школьным товарам на маркетплейсах наблюдался сезонный всплеск продаж с увеличением средней недельной выручки примерно в 4–5 раз. В категориях школьной формы, канцелярских товаров и учебной литературы заметен рост выручки на маркетплейсах в среднем на 155% год к году. Он обеспечивается за счёт роста количества заказов при практически неизменном среднем чеке: 1061,18 руб. в этом году против 1084,33 руб. в 2022 году. То есть снижение составило всего 2%. Об этом сообщается в исследовании Kokoc Group , поступившем в Sostav.

Основной площадкой для покупки школьных товаров стали маркетплейсы
© Sostav.ru

Эксперты заметили существенный рост цен: примерно на 60% относительно 2022 года, тогда как в 2021–2022 гг. они оставались относительно стабильными — колебания составили около 1–2%. Специалисты отмечают, что основной причиной для этого стал рост курса валют, который произошёл в первом полугодии 2023 года. «Такая тенденция говорит о высокой импортозависимости товаров „школьной“ категории, поскольку наблюдается существенный рост спроса на товары российского производства. То есть можно предположить, что большая часть компонентов для этих товаров импортная и закупалась производителями уже по „новым“ ценам в 2023 году», — объясняет Kokoc Group.

В этом году намного больше потребителей закупались к 1 сентября именно на маркетплейсах. При этом они старались вписать свои траты примерно в уровень предыдущего года, о чём говорит неизменный средний чек. Кроме того, существенное повышение цен свидетельствует о том, что большинству потребителей приходится либо менять свои покупательские привычки, выбирая более дешевые товары, либо сокращать размер корзины. Многие из них отказываются от покупок более дорогих DTC-брендов и также переходят на маркетплейсы.

Этот тренд можно проследить более детально по каждой отдельной категории товаров.

Школьные принадлежности. Сюда входят тетради, обложки, пеналы, ручки, дневники и прочая канцелярия. Рост уровня цен год к году составил 57,4%, рост выручки — 137%. При этом средний чек снизился — с 358,29 руб. до 338,18 руб.

Одежда для девочек и мальчиков. Рост уровня цен год к году — 75,4%, выручки — на 181,7%. Также наблюдается рост среднего чека на 16,2%. Цифры говорят о том, что в этой категории экономят меньше, объясняет Kokoc Group.

Обувь для девочек и мальчиков. Рост уровня цен год к году составил 55%, выручки — на 212,5%. Как и в других разделах, наблюдается небольшое снижение среднего чека — на 1–2%, с 2912,94 руб. до 2876,13 руб.

Учебная литература. Рост уровня цен год к году — 61,4%, рост выручки — 87,7%. Кроме того, здесь также наблюдается «контртренд» на рост среднего чека: примерно на 21%.

Если взять топ-5 категорий, которые участвовали в акции Back to school в обычных онлайн- и офлайн-магазинах с наибольшим средним чеком в 2023 году, то мы увидим другие цифры. Например, на цифровую и бытовую технику в этом году потребители потратили больше на 21%, нежели в 2022 году, и средняя сумма составила 25 545 руб. Чек в категории «Мебель, товары для дома и ремонта» вырос на 9% — до 11 615 руб. относительно 10 566 руб. в прошлом году. Изменения в категории «Товары для детей» произошли несущественные: наблюдается рост всего на 3% — до 8358 руб. А вот затраты на обучение просели на 44% — 7782 руб., по сравнению с 11 260 руб. На одежду и обувь в этом году также потратили меньше на 9%: средний чек составил 7685 руб. относительно 8 398 руб.

Александр Ермаков, директор по развитию бизнеса партнёрской сети «Где слон?», входящей в Коkос Group:

В 2022–2023 годы самыми популярными источниками привлечения покупателей с оплатой за целевые действия стали: сайты-каталоги скидок и акций, кэшбэк сервисы и программы лояльности банков, привлекательно оформленные витрины и, конечно, контентные размещения посредством Telegram-каналов и блогеров.