Войти в почту

В Госдуме обещают проверить «Почту России»

«Почта России» вновь стала объектом критики: как выяснила «Парламентская газета», вот уже без малого месяц ее клиенты со всех уголков России жалуются на задержки посылок и писем. Местами сроки могут достигать двух-трех недель, а сами недовольные люди пишут обращения местным губернаторам и собираются подавать коллективные иски в суд. Разбираемся, что происходит, что по этому поводу думают профсоюзы и депутаты и как помочь «Почте» решить ее проблемы.

В Госдуме обещают проверить «Почту России»
© Парламентская газета

География проблем — от Петербурга до Челябинска

Досталось от «Почты России», внезапно, и самой «Парламентской газете». В конце августа в наше издание из посольства Вьетнама направили письмо с приглашением на торжественное мероприятие. Однако послание дошло в редакцию только 14 сентября, каким-то образом заблудившись на пути от Большой Пироговской до 1-й улицы Ямского поля (40 минут на метро, 20 — на автомобиле). Само мероприятие за это время успело благополучно состояться.

В руководстве «Почты России» на вопрос: «а что, собственно, случилось?» нам не ответили — хотя, возможно, наше письмо в организацию просто все еще в дороге. В отделении, отвечавшем за доставку, сослались на проблемы на сортировочном пункте, уточнив между делом, что за последние месяц-два такие ситуации стали возникать намного чаще, чем обычно. В чем конкретно дело, в отделении пояснить затруднились. Однако стоит отметить, что проблема эта, похоже, характерна не только для Москвы. Так, еще в начале июля этого года проблемы с доставкой почтовых отправлений стали центральной темой одного из заседаний Законодательного собрания Красноярского края. Там на работу «Почты» массово жаловались как жители отдаленных городков и поселков, так и самого регионального центра. Зампредседателя Комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Галина Ампилогова, например, рассказала, как письмо комитета в одно из краевых министерств шло три недели, хотя расстояние между зданиями покрывается пешком за десять минут. В итоге краевые парламентарии заявили, что возьмут ситуацию под свой постоянный контроль.

Простирается география проблем и дальше. На сбои, из-за которых задерживаются посылки и письма, жители России жалуются с начала сентября — где-то сроки ожидания составляют от двух недель до месяца. Судя по комментариям в официальном сообществе «Почты России» в социальной сети «ВКонтакте», сложности возникают от Петербурга до Челябинска.

Судя по характеру жалоб, проблема может скрываться именно на сортировочных пунктах — отправления приходят туда и не двигаются. Сама «Почта России» по поводу недовольства клиентов хранит молчание, люди же связывают происходящее с банальной нехваткой рабочих рук — сортировать посылки попросту некому.

Работа без дохода, или Еще раз про дыры в бюджете

Как бы то ни было, «Почта России» уже не первый раз за последнее время оказывается в центре внимания нашего издания. Так, 25 сентября «Парламентская газета» писала, что председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила на пленарном заседании о «финансовой дыре», которая образовалась в организации.

«Финансовое положение там очень печальное, и все это знают, но никто не принимает мер, — подчеркнула Матвиенко. — Может быть, сделать все-таки тщательный анализ происходящего: может, там другие процессы идут, которые надо с участием правоохранительных органов поправить или других. Ну невозможно: дыра в «Почте» финансовая растет и растет, и никто не реагирует».

Глава «Почты России» Михаил Волков отреагировал на это заявление оперативно. По его словам, во всем виноваты отделения в удаленных поселках и деревнях, многие из которых имеют «отрицательную маржинальность» — то есть требуют денег на содержание, не принося дохода. Всего таких отделений, отметил Волков, по стране около 27 тысяч.

«За полгода нам удалось изменить тренд — почти в три раза сократить убыток от операционной деятельности, открыть многие временно закрытые отделения, вернуть людей. Но ситуация остается очень напряженной», — отметил руководитель «Почты России».

Реформировать нельзя оставить

Между тем ситуация уже привлекла внимание депутатов Госдумы. Так, заместитель председателя думского Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Николай Николаев сообщил «Парламентской газете», что в Госдуме планируют проработать ситуацию с «Почтой России» и разобраться, откуда в ее работе столько недочетов.

«На мой взгляд, одна из причин всех проблем — то, что та модель, которую «Почта России» в свое время закладывала в свое развитие, была ориентирована во многом на взаимодействие с другими странами, — отметил парламентарий. — И когда в 2018 году обсуждали законопроект о государственном акционировании «Почты России» и ее представители презентовали свою обновленную стратегию, она в большой степени была связана с возможностью конкуренции с международными почтовыми организациями и обслуживанием каких-то торговых операций, поставок товаров из онлайн-магазинов и так далее».

Другой момент, по словам Николаева, то, что «Почта России» для чего-то взяла на себя те функции, которые ей, строго говоря, не положены ни по статусу, ни по задачам. Например, торговлю прямо в отделениях продуктами, бытовой химией и бог знает чем еще.

«Даже в Москве «Почта России» зачем-то пытается торговать тушенкой, — привел пример парламентарий. — Зачем? Не хватает денег? Так ведь она в этом аспекте совершенно неконкурентоспособна! Кто пойдет за продуктами на почту, когда у нас в каждой подворотне по магазину шаговой доступности? Это тоже нужно проанализировать, понять, насколько эта деятельность рентабельна. Потому что сейчас, например, у нас никаких данных по этому вопросу нет».

Ситуация таким образом складывается парадоксальная, отметил депутат: вместо того, чтобы иметь дополнительный источник заработка, «Почта России» тратится на закупку товаров, которые потом реализуются с трудом и не факт, что отбивают хотя бы свою себестоимость. Отсюда — и дыры в бюджете.

Информацию о том, что почту проверят в Госдуме, «Парламентской газете» подтвердил и председатель думского Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов. По его словам, такая тема в плане работы есть, но в каком формате ее будут разбирать — отдельной ли рабочей группы или рядового заседания — пока не ясно.

За ситуацией на «Почте России» наблюдают и профсоюзы. «На мой взгляд, тут идеально подходит поговорка: «у семи нянек дитя без глазу», — заявил в беседе с «Парламентской газетой» экс-депутат Госдумы, председатель объединения СОЦПРОФ Сергей Вострецов. — Сейчас «Почта России» представляет собой не вполне понятное, перегруженное образование. И нужно изучить его деятельность и просто убрать лишнее: сделать его либо полностью государственным, сохранив социальные функции вроде доставки почты и работы с документами граждан и исключив при этом всякие излишества вроде торговли тушенкой и конфетами в отделениях, либо полностью частным».

А вот председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов ранее заявлял «Парламентской газете», что единственный способ решить проблемы почты — увеличить ее финансирование.

«Она несет на себе ряд заведомо убыточных функций — например, доставку почтовых отправлений в отдаленные населенные пункты, — отмечал сенатор. — Кроме того, отечественная почта — это наше национальное достояние. Она всегда демонстрировала чудеса эффективности и работоспособности. Даже во время Великой Отечественной войны, я вам напомню, у нас отправлялись и доставлялись письма и посылки. С учетом всего этого, на мой взгляд, решение тут одно — не рассуждать о том, что где-то там «Почта России» плохо работает, а просто брать и субсидировать ее расходы.

Позицию самой «Почты России» о причине задержек доставки корреспонденции выяснить не удалось: официальный запрос, направленный в организацию еще 18 сентября, так и остался без ответа. Мы обязательно опубликуем ответ, как только его получим.