Войти в почту

МКБ хочет построить клиринговую инфраструктуру для международных расчетов

Московский кредитный банк КБ) на несколько следующих лет сконцентрирует свои усилия на развитии корпоративного бизнеса. Основными клиентами МКБ здесь должны стать «крупнейшие и крупные российские компании». В том числе банк делает ставку на создание глобальной инфраструктуру для международных расчетов экспортеров и импортеров и хочет стать «банком первого выбора» для осуществления корпоративными клиентами внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по расчетам в «дружественных» валютах, следует из подготовленной топ-менеджментом стратегии развития МКБ до 2029 года (с ее презентацией ознакомились Frank Media). В планах МКБ в 2029 году заработать 100 млрд рублей чистой прибыли.

МКБ хочет построить клиринговую инфраструктуру для международных расчетов
© Frank Media

От «банка для денег» — до «банка для бизнеса»

За период действия новой стратегии МКБ ключевым центром его прибыли должен стать корпоративно-инвестиционный блок (КИБ). Долгосрочная цель банка — «быть опорным банком для 100 из 1000 крупнейших российских компаний». На 2023 год таких опорных клиентов насчитывалось лишь 42. В стратегии говорится, что банк должен превратиться из «банка для денег» в «банк для бизнеса».

Даже в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ) кредитная организация рассчитывает на обслуживание ««дочек» партнеров и сателлитов клиентов КИБ». Речь идет о подрядчиках, поставщиках и покупателях опорных корпоративных клиентов МКБ, а также о компаниях, связанных с основными клиентами, его акционерами и топ-менеджерами.

В рамках развития сегмента МСБ, МКБ хочет перезапустить свой банк «Бланк» (бывший инвестиционный банк «Веста», который МКБ купил в 2020 году). Планируется, что банк будет развиваться в партнерстве с фирмой «1С» и будет ориентироваться на малый бизнес. Также среди главных задач – вывести банк на безубыточность (по итогам полугодия убыток составил 15 млн рублей по РСБУ). Вместе с этим группа планирует покупку платформы для финансирования малого и микробизнеса (МКБ готов на это выделить до 250 млн рублей).

МКБ планирует, что кредитно-документарный портфель к 2029 году вырастет с 1,3 трлн рублей до 3,8 трлн рублей. Пассивы – с 1,2 трлн рублей до 3,2 трлн рублей. Инвестиционный портфель (операции репо, облигации, структурное финансирование) с 383 млрд рублей до 650 млрд рублей.

В презентации банк признает, что уже сейчас у него излишне «высокая концентрации на крупнейших клиентах». Также его развитие сдерживают «неотлаженные и неэффективные внутренние процессы», а также ограниченный капитал, который сдерживает «рост активов и возможность финансирования крупных сделок».

«Голубые озера» за рубежом

В рамках новой ориентации МКБ хочет найти ««голубые озера» и «окна возможностей»… в международном бизнесе». Здесь, в частности, он во главу угла ставит транзакционный бизнес. Банк хочет построить глобальную клиринговую инфраструктуру для новых торговых потоков. Согласно стратегии, МКБ должен стать опорным банком для международных расчетов экспортеров и импортеров, создать платежную инфраструктуру для трансграничных переводов, а также для поддержания дешевых остатков в юанях, дирхамах и лирах.

Международная сеть банка, находящегося под санкциями ЕС , США , Великобритании и прочее, могла бы делиться на хабы, распложенные в «дружественных» юрисдикциях — СНГ, Китае, Турции, Индии, Юго-Восточной Азии, Бразилии, Гане и Маврикии.

Банк хочет стать банком первого выбора для ВЭД по расчетам в «дружественных» валютах. А также создавать индивидуальные транзакционные решения для топ-100 опорных клиентов. Банк планирует нарастить комиссионный доход от транзакционного бизнеса почти вчетверо — с 2,2 млрд рублей на конец 2022 года до 8 млрд рублей до 2029 года. Число исходящих платежей должно вырасти также в четыре раза: с 3,2 млн штук до 12,5 млн штук.

«Компактная» розница

Масштабно развивать розничный сегмент, как ранее уже писали Frank Media, банк в среднесрочной перспективе не планирует, считая его не слишком маржинальным. Стоимость привлечения клиентов выросла, а доходность на одного розничного клиента упала – в среднем по рынку с 5,5 тысяч до 2,5 тысяч рублей в год, в том числе и у МКБ, говорится в документе.

Кроме того, банк признает, что существенно отстает от конкурентов по количеству клиентов, размерам сети, числу сотрудников и расходам на рекламу и IT, которые сейчас существенно выросли у банков из розничного сегмента, попавших под санкции. Слабыми сторонами кредитной организации являются «устаревшие офисы и банкоматы», «непригодная для быстрого масштабирования» IT-платформа.

Число розничных клиентов МКБ сейчас составляет менее 1 млн, число отделений – около 120, а количество банкоматов не превышает тысячи. Количество сотрудников, которые работают с розницей – около 2 тысяч. Расходы на рекламу – около 500 млн рублей, что в семь раз ниже Райффайзенбанка, который тратится на продвижение меньше, чем другие крупные игроки в рознице.

«Мы строим компактный современный розничный бизнес», — отмечается в стратегии банка. Согласно документу, развитие сегмента в ближайшие годы подразумевает лишь обслуживание уже действующих клиентов, а также следование в русле корпоративного развития, то есть привлечение сотрудников компаний-клиентов банка и их семей. Акцент будет делаться на лояльных зарплатных и премиальных клиентах. Клиентами направления Private banking должны стать акционеры и топ-менеджеры корпоративных клиентов банка и их семьи, это направление будет как инструмент лояльности для партнеров группы.

В рознице МКБ будет делать ставку на привлечение новых клиентов через «сарафанное радио» и через его корпоративных партнеров. Объем покупки клиентов через диджитал каналы и охватную рекламу сократится. В прошлой стратегии до 2023 года банк, наоборот, планировал развивать массовый сегмент: наращивать число розничных клиентов, развивать мобильное приложение, розничные инвестиции и ипотечное кредитование, следует из документа. Еще раньше – в 2018-2020 годах — банк рассчитывал, что розничный портфель будет расти на 15%, а в 2021-2023 года – на 20-25%.

Финансовые цели

Для стратегии развития до 2029 года МКБ подсчитал, оптимальная доля средств физических лиц в пассивах банка – это 15%. Такой показатель позволит банку развивать корпоративное кредитование и соблюдать нормативы ЦБ. Как отмечается в документе, банк не хочет «гнаться за наращиванием клиентской базы любой ценой», но хочет, чтобы розничная инфраструктура была готова к масштабированию в любой момент, когда на рынке возникнет окно возможностей для быстрого роста.

Прежде всего, за счет «корпоратов», в 2029 году МКБ хочет получить 100 млрд рублей прибыли ( в 2022-м составляла 7,5 млрд рублей. — FM ) и удвоить базовый капитал до 500 млрд рублей ( по итогам 2022 года составлял 216 млрд рублей ), который поможет реализовывать ему большие проекты крупнейших клиентов. А также увеличить активы до 6,1 трлн рублей ( с 4,1 трлн рублей в 2022 году ).

Информация о планах по выплате дивидендов до 2029 года в презентации банка отсутствует. Последний раз он выплачивал дивиденды по итогам 2018 года.

Frank Media направили запрос в пресс-службу МКБ. Руководитель дирекции по маркетингу и PR МКБ Александр Дмитриев проигнорировал запрос Frank Media.