Войти в почту

Маркетплейсы помирились с пунктами выдачи. Wildberries, OZON и Яндекс.Маркет подписали стандарт взаимоотношений с ПВЗ

<p>Церемония подписания соглашения состоялась в Москве в рамках Международного форума электронной коммерции и ритейла Ecom Retail Week 2023. Подписи под документом поставили генеральный директор ООО "Вайлдберриз" Татьяна Бакальчук, управляющий директор ООО "Озон Холдинг" Сергей Беляков, директор сервисов электронной коммерции ООО "Яндекс" Дмитрий Русаков.</p> <p>Со стороны общественности стандарт подписали первый зампредседателя комитета Госдумы по контролю, председатель наблюдательного совета "Ассоциации участников рынка электронной коммерции" (АУРЭК) Дмитрий Гусев, председатель АУРЭК Алексей Кременсков, зампред Комиссии Министерства промышленности и торговли по созданию условий саморегулирования, вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Владлен Максимов.</p> <p>Документ называется "Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ)" (есть в распоряжении ComNews). В нем указывается, что "стандарты устанавливают базовые условия по взаимодействию маркетплейсов с владельцами ПВЗ". "Стандарты разработаны в целях саморегулирования интернет-торговли, создания добросовестных практик взаимодействия маркетплейсов с владельцами ПВЗ, предупреждения проявлений недобросовестной конкуренции и содействия в удовлетворении потребностей покупателей в получении качественных потребительских товаров", - говорится в документе.</p> <p>Он, в частности, предусматриваtт, что маркетплейсы будут заранее предупреждать ПВЗ об изменении оферты, размера вознаграждения, тарифов на услуги и т.д. не позднее, чем за 14 календарных дней до их вступления в силу, а о расторжении договора с владельцем пункта выдачи - как минимум за 30 дней.</p> <p>Штрафы за просроченную доставку и другие нарушения должны быть обозначены не позднее семи рабочих дней до их введения. Взамен владельцы ПВЗ обязуются не накручивать рейтинг своего пункта выдачи. Все спорные вопросы, по которым маркетплейс и ПВЗ не смогли договориться, выносятся на комиссию при Минпромторге.</p> <p><strong>Никаких больше забастовок</strong></p> <p>Поводом для создания документа, регулирующего правила работы маркетплейсов и пунктов выдачи заказов, стала череда скандалов и забастовок партнеров "Вайлдберриз", которые продолжаются последние полтора года. В частности, владельцы ПВЗ утверждали, что им незаконно начисляли штрафы за выдачу некачественного товара и возврат, а продавцы, что их вынуждали снижать цены на 80% ради привлечения покупателей на маркетплейс. В результате из-за забастовок оказались закрыты пункты выдачи по всей стране.</p> <p>"По сути, эти стандарты закладывают новый этап развития отношений ПВЗ и площадок, я объявляю подписание открытым, благодаря этим стандартам улучшатся отношения площадок и ПВЗ. Есть целый ряд важнейших элементов, которые в этих стандартах прописываются", - сказал на церемонии подписания президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.</p> <p>По его словам, в первую очередь маркетплейсы обязуются уведомлять владельцев ПВЗ об изменениях оферты, в которой заложены различные условия, в том числе тарифы. "Практика рыночная, которая сейчас сложилась, сделает наш рынок еще лучше", - выразил уверенность президент АКИТ.</p> <p>Он пояснил ComNews, что документ будет со временем дополниться и меняться в зависимости от системности вопроса. "Мы ожидаем, что реализация положений документа позволит значительно улучшить качество сервиса для покупателей и снизит количество споров между хозяйствующими субъектами. При этом сами стандарты будут динамическими", - сказал Артем Соколов.</p> <p><strong>Подготовка к закону</strong></p> <p>Председатель набсовета АУРЭК, первый зампред комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев, отметил, что многие положения стандартов войдут в закон о регулировании работы маркетплейсов, который сейчас разрабатывается в парламенте.</p> <p>"Это предзаконный акт. Речь идет о том, что два крупнейших участника рынка, владельцы крупнейших маркетплейсов и ассоциации, которая представляет владельцев маркетплейсов, договорились о том, что по некоторым пунктам есть согласие, как должно осуществляться взаимодействие между компанией и партнерами компании. Но это не закон. В ближайшее время многое из того, что написано в этих стандартах, будет принято в виде законов, вот что важно", - рассказал Дмитрий Гусев ComNews.</p> <p>Он отметил, что в стандартах есть пункты, по которым договоренностей между маркетплейсами и ПВЗ нет. "Работа над стандартами бесконечна, есть пункты о которых договорились, есть пункты о которых не договорились", - отметил Дмитрий Гусев, не уточнив детали.</p> <p>Председатель АУРЭК Алексей Кременсков рассказал ComNews, что работа над документом шла последние полгода и еще не завершена - в ближайшие две недели текст планируется доработать, убрав разногласия.</p> <p>"Стандарты все лето, начиная с марта 2023 года, совместно АКИТ, АУРЭК, "Вайлдберриз" и "Озон" обсуждались, вносились предложения, которые частично были приняты, частично не приняты, о чем был составлен протокол разногласий. Те стандарты, которые были сейчас подписаны, по ним была договоренность, что мы их будем дорабатывать до конца октября - мы встретимся повторно и будем их дорабатывать. Не знаю, будет дополнительное подписание или нет", - отметил председатель АУРЭК.</p> <p>По его словам, стандарты обязательны к исполнению всеми маркетплейсами, которые их подпишут, однако никакой ответственности за их несоблюдение нет. "Поэтому нужен закон (о регулировании онлайн-торговли). Стандарты могут стать первым шагом в этом направлении", - резюмировал Алексей Кременсков.</p>

Маркетплейсы помирились с пунктами выдачи. Wildberries, OZON и Яндекс.Маркет подписали стандарт взаимоотношений с ПВЗ
© ComNews.ru