Роман Горюнов: в новых российских IPO в ценообразовании инвесторы не играют роли

В условиях доминирования розничных инвесторов и практически полного отсутствия институциональных оценка компаний в рамках их первичного публичного предложения акций (IPO) крайней затруднена, поделился своим мнением на Уральской конференции НАУФОР генеральный директор СПБ биржи Роман Горюнов. По его мысли, при нынешнем положении дел, когда «рынок превратился в гэмблинг», цена компании, выходящей на IPO, будет определяться самим эмитентом, который за счет массированной рекламы будет по этой цене продавать бумаги торгующим на бирже гражданам.

Роман Горюнов: в новых российских IPO в ценообразовании инвесторы не играют роли
© Frank Media

«При уменьшении free-float (доля акций в свободном обращении. – FM) в шесть раз и росте оборота торгов мы же понимаем, что это значит. Мы понимаем, что у нас рынок спекулянтов-физиков: у нас рынок превратился в гэмблинг… чистый гэмблинг в условиях закрытой информации, непрозрачности корпоративного управления и всех других проблемах», — рассказал топ-менеджер торговой площадки.

По его словам, в ближайшее время, «действительно, есть шансы» провести «какое-то количество» первичных размещений на российских биржах. «Но знаете, какой меня волнует вопрос? Как будет (происходить. – FM ) прайсинг на IPO?» — задал он вопрос слушателям. ««Физики» – это не прайсмейкеры (ценообразователи. – FM) . Они не понимают оценку компании. Ключевой вопрос сейчас будет, на самом деле, а как будет цена на IPO определяться? Институционалов нет, чтобы оценить модели и правильным образом сделать оценку, иностранных инвесторов тоже нет», — отметил Роман Горюнов.

По словам топ-менеджера, в связи с изменением российского рынка изменится и подход ценообразования на IPO. «В Telegram-каналах сам эмитент определит цену, и будет массовая реклама. Вот та цена, которую определит эмитент, та и будет. И вопрос будет в следующем: насколько жадным будет тот или иной эмитент? Потому что физики купят все в зависимости от масштаба рекламы… Вот все эмитенты сейчас пойдут по пути просто таргетированной рекламы физикам», — полагает он.

Впрочем, председатель наблюдательного совета Московской биржи Сергей Швецов отметил, что такая проблема при российских IPO, где среди покупателей доминируют физические лица, существовала и раньше. В частности, она наблюдалась и при первичном размещении самой СПБ биржи в конце 2021 года. «Господин Турлов (владелец Freedom Holding – тогда миноритарного акционера торговой площадки. – FM) при IPO твоей биржи сказал, что в апреле (2022 года. – FM) пойдут (на вторичное размещений, SPO – FM) на Nasdaq и там будет такая цена, поэтому покупайте акции», — напомнил Роману Горюнову бывший первый зампред ЦБ (об этом случае, в частности, писал «Коммерсантъ»). «Так это уже давно значит и ты с этого начал?», — задал нынешний глава набсовета Мосбиржи руководителю СПБ биржи вопрос.

На реплику Сергея Швецова Роман Горюнов возразил, что, во-первых, акционер СПБ биржи и ее участник не равен самой СПБ бирже, проводившей IPO. «Во-вторых, тогда это не было таргетируемой рекламой эмитента. С точки зрения эмитента мы выдерживали и выдерживаем все необходимые корпоративные процедуры», — заявил он.

Нынешний заместитель председателя Банка России Филипп Габуния согласился, что важно сохранять «элементарный порядок» во время IPO. «Исходя из того, что, скорее всего, IPO, которые будут происходить, те, которые анонсированы…, это будет эшелон, не попадающий сразу в голубые фишки, здесь действительно очень важно, чтобы у нас был элементарный порядок», — сказал он.

По словам представителя регулятора, все элементы, которые, по выражению Романа Горюнова, характеризуют российский рынок как «гэмблинг», ЦБ заметил — «разгонные бумаги в третьем эшелоне, Telegram-каналы»… Банк России и Мосбиржа «начали работать с этим» явлениями. «Московская биржа разработала набор мер, которые уже сегодня ограничили возможность вот в эту игру играть. Все-таки биржа – это (место. – FM), где можешь определить нормальную цену товара», — заявил Филипп Габуния.

По его словам, если принятых мер будет недостаточно, регулятор «продолжит эти усилия»: «Мы продолжим бороться с подобной геймефикацией и подобными явлениями, которые дестабилизируют рынок и тем самым делают менее привлекательными для эмитента».