Цифровизация с человеческим лицом

Банковский сектор устремился в диджитал. Теперь кассиру не требуется долго общаться с инкассаторами, а клиенту - регулярно посещать отделение банка. На полях первой выставки "Иннопром. Казахстан - 2023" мы попросили порассуждать о новых трендах и направлениях транзакционного банкинга вице-президента - начальник центра структурирования и продаж транзакционных продуктов Газпромбанка Наталью Захарову.

Цифровизация с человеческим лицом
© Российская Газета

- Наталья Юрьевна, какие у вас ожидания от выставки?

Наталья Захарова: Газпромбанк - традиционный партнер "Иннопрома". Каждая новая выставка - это достойная площадка для обмена опытом, технологиями, поиска новых партнеров, встреч с клиентами, а также определения новых направлений сотрудничества. В Казахстане выставка проходит впервые и отчасти все выглядит немного по-новому. Программа Иннопрома - очень насыщенна. Здесь присутствуют представители предприятий ряда стран СНГ и делегации российских компаний. Повестка при этом - самая обширная, так что, нам всегда есть, что обсудить. На площадке форума есть возможность обсудить новые проекты, детализировать новые направления сотрудничества.

- Какие задачи клиента решает транзакционный блок?

Н.З.: Это целый мир, связанный с организацией расчетов. Здесь простые транзакции становятся более эффективными, а сложные механизмы упрощаются. Спектр услуг в этом сегменте очень большой, и мы стараемся его максимально оцифровать. По сути, транзакционный бизнес покрывает все продукты, поддерживающие расчеты, а также отвечающие за управление платежной дисциплиной и в более широком смысле - за управление оборотным капиталом. Банк при этом выступает фактически сервис-провайдером, решая насущные задачи клиента. В принципе, для наших партнеров в этом направлении ключевыми целями являются повышение эффективности казначейских процессов, сокращение расходов, автоматизация и увеличение прозрачности информации по платежам и предоставление качественной аналитики. Именно эти задачи мы и решаем. Таким образом, мы помогаем казначействам быть более эффективными, а в отдельных случаях - даже становиться центрами прибыли в своих компаниях.

- Что представляет собой экосистема для юрлиц Газпромбанка?

Н.З.: Экосистема Газпромбанка "ГПБ Бизнес-Онлайн" - это единая цифровая платформа, которая объединяет все цифровые сервисы банка. Вместе с тем, в рамках этой системы пользователь имеет возможность единой авторизации для работы в личных кабинетах всех компаний Группы "Газпром" при помощи Газпром ID.

- Расскажите, пожалуйста, об экосистеме подробнее.

Н.З.: Безусловно, сейчас цифровизация является KPI для большинства компаний, и мы не исключение. Наша экосистема "ГПБ Бизнес-Онлайн" позволяет клиенту получить доступ ко всем сервисам банка в режиме онлайн: здесь можно открыть второй и последующие расчетные счета, получить доступ к личному кабинету ВЭД, обзор позиции по ликвидности группы в личном кабинете Материального пулинга. В экосистеме компания может получить полную аналитику по своим операциям по СБП, наличному эквайрингу и в целом получить доступ ко всем сервисам Банка и всех дочерних обществ группы Газпромбанка.

- Какие новые сервисы вы можете предложить клиентам?

Фото: Пресс-служба Газпромбанка

Н.З.: Наряду со стандартными расчетными продуктами, которые ранее входили в понятие "Расчетно-кассовое обслуживание" (РКО), мы развиваем комплексные расчетные решения, причем, применимые как для крупных корпораций, так и для сегмента малого и среднего бизнеса. Мы предлагаем рынку целый спектр решений по управлению ликвидностью, банковскому сопровождению контрактов, услугам cash pooling, онлайн-инкассации и еще большому количеству сервисов линейки cash management. При этом мы фактически готовы адаптировать стандартные продукты под потребности клиента и сделать так, чтобы предложенные сервисы максимально полно решали задачи бизнеса.

Наша цель в Газпромбанке следовать за интересом клиентов, определяя некую ключевую потребность. А, будучи одним из лидеров российского банковского рынка, мы ориентированы на инновационное развитие. Примером может служить онлайн-инкассация. Услуга реализована на базе автоматизированных депозитных машин. Онлайн-инкассация позволяет компаниям повысить эффективность работы с наличной денежной выручкой, в том числе зачислять выручку магазинов на расчетный счет в онлайн-режиме, тем самым повышая оборачиваемость. Сервис разгружает сотрудников кассового блока компании, повышает безопасность работы. Сначала это новшество было востребовано только ритейлерами, сейчас же оно популярно у компаний из самых разных секторов экономики - у всех, кто работает с наличностью, при этом объемы не имеют значения. Решение будет интересно как крупной компании, так и индивидуальному предпринимателю.

Отдельно стоит упомянуть банковское сопровождение контрактов - транзакционный сервис, также чрезвычайно востребованный на рынке. Использование инструмента обеспечивает контроль расходов при строительстве и модернизации объектов инфраструктуры, промышленности, ЖКХ на всех этапах реализации проекта и по всей цепочке кооперации. Его применение позволяет обеспечить целевое использование средств в инвестпроектах, способствует успешной реализации концессий, проектов строительства промышленных, сельскохозяйственных, энергетических объектов. Контроль обеспечивается за счет проведения расчётов через систему отдельных счетов, при помощи которых денежный поток по проекту обособляется от текущей хозяйственной деятельности компаний - участников проекта. Соответственно, выделенное финансирование в проекте может быть освоено исключительно так, как это было предусмотрено проектом и договором банковского сопровождения. Не допускается использование выделенного авансирования, к примеру, для оплаты по другим проектам. Газпромбанк является одним из лидеров этого рынка в России с портфелем контрактов на сопровождении в объеме свыше 15 трлн рублей. Более того, услуга пользуется спросом не только на территории РФ: мы успешно осуществили трансфер технологии в финансовые организации на рынок стран СНГ, таких, как Кыргызстан, Белоруссия; сопровождаем сделки в других странах.

Отмечу еще одну нашу новую разработку, сервис TMG, работающий фактически как мультибанковский. Клиенты с помощью TMG могут работать не только со счетами и сервисами одного банка, а по всем своим банковским счетам. Наши услуги позволяет клиенту автоматизировать все казначейские процессы и на базе одной системы консолидировать информацию. Решение включает как стандартные модули по управлению платежами, так и комплексные, индивидуально настраиваемые под конкретную компанию с учетом ее бизнес-процессов, как, например, "Платежный календарь".

Фото: Пресс-служба Газпромбанка

- Как "на пальцах" работает услуга онлайн-инкассации?

Н.З.: Если клиент оперирует наличной выручкой, для сдачи денег он вынужден ждать инкассатора, который забирает средства в условный час и перевозит в банк для пересчета. Весь процесс до зачисления на счет занимает ощутимое время, иногда до двух дней. Плюс существует определённая процедура передачи наличной денежной выручки.

Клиент может по мере необходимости вносить наличные денежные средства в специальное устройство АДМ (на фото) - автоматизированную депозитную машину. По сути, оно представляет собой сейф с опцией онлайн-зачисления. Теперь клиенту не надо ждать, пока деньги физически будут транспортированы в банк. Денежные средства могут быть использованы в тот же день. Это гибко и безопасно.

- Данное устройство - отечественная разработка?

Н.З.: Да, это отечественная разработка, полностью импортозамещенная.

- В чем преимущества и, наоборот, слабые стороны сервисов на основе цифровых решений?

Н.З: С развитием цифровизации даже стандартные банковские сервисы становятся цифровыми и работают в режиме онлайн. Это дает клиентам так ими ценимую свободу действий, возможность управления своими счетами из различных точек в любое время. При появлении онлайн-сервисов необходимость в посещении банка и очном общении с менеджерами зачастую отпадает. Однако это не отменяет персонализированный подход. Для обсуждения целей и задач клиентов, а также деталей бизнеса возможность прямого общения клиента с аналитиками и менеджерами кредитной организации должна сохраняться. Постоянный диалог позволяет нам понять клиентскую стратегию, приоритеты, определить потребности в наших продуктах и предложить рынку актуальные, эффективные сервисы и решения. В то время, как стандартные сервисы переходят в цифру, значение качественной адресной персонализированной консультации только повышается.

- А все ли клиенты готовы сегодня отказаться от визитов в банк, индивидуального обращения и решать все вопросы через смартфоны и компьютеры?

Н.З.: Клиенты уже привыкли к цифровым сервисам, поскольку это очень удобно. Так что, стратегия развития транзакционного бизнеса Газпромбанка и впредь будет нацелена на цифровую трансформацию, перевод клиентов на работу в дистанционных каналах. Однако личное общение и персональные консультации как в офисе Банка, так и на различных форумах, подобных этому, по-прежнему очень важны. Мероприятия вроде "Иннопрома" позволяют нам в очередной раз встретиться и обсудить тренды рынка и наши общие потребности, а также обменяться опытом и технологиями. Личное общение действительно не заменишь ничем. Для нас очень важно быть рядом с клиентом, слышать его, понимать его цели и задачи и создавать гибкие удобные сервисы для клиента в соответствии с потребностями его бизнеса.