"Корпоратив — это не просто пьянка": Стрельба - стрельбой, а тыл банкеты не сдает

39% российских компаний не намерены в 2024 году отказываться от традиционных корпоративов. Они планируют праздновать Новый год, День защитника Отечества и 8 марта, а также будут проводить профессиональные праздники, дни рождения компаний, тимбилдинги, спортивные соревнования и выезды на природу. Это следует из опроса, проведенного Superjob.

"Корпоратив — это не просто пьянка": Стрельба - стрельбой, а тыл банкеты не сдает
© Свободная пресса

Еще 39% компаний пока не определились с тем, хотят ли баловать сотрудников корпоративами в следующем году – решение они будут принимать в последний момент. Лишь в 22% компаний с уверенностью заявили, что корпоративы в 2024-м проводить не будут.

Интересно, что работодатели не только не отказываются от праздников, но даже готовы тратить на них больше. Треть компаний готовы увеличить бюджет на корпоративы, еще треть надеется уложиться в те же суммы, что и в этом году.

По данным исследований Superjob, в прошлые годы пик «корпоративной» активности компаний пришелся на 2019 год. Тогда средства для празднований выделили 36% предприятий – на 3% меньше, чем планируют в 2024 году. В пандемийный 2020 год бюджет на корпоративы предусмотрели только 28% предприятий.

Сейчас же, судя по опросу, желание праздновать возвращается, хотя, казалось бы, время не самое простое и потраченным на корпоративы деньгам можно было бы найти лучшее применение. Например, перевести их на благотворительность, помощь новым регионам или участникам СВО. Да хотя бы вложить в развитие импортозамещения. С другой стороны, возможно, работникам на фоне напряженной обстановки тоже нужна какая-то отдушина.

Политолог считает, что частные компании вольны праздновать что и как им хочется, а вот государственные предприятия и депутаты в это непростое время действительно могут обойтись и без шумных корпоративов.

- Сам я корпоративы не люблю, но понимаю логику тех, кто их проводит - это желание объединить коллектив, что-то сделать для своих сотрудников. Мне кажется, что мы не должны совать нос в дела частных компаний. Компания зарабатывает деньги – и на что она их тратит, это ее вопрос, а не вопрос государства. Мы после СССР все никак не можем забыть времена, когда государство вмешивалось во все дела, вплоть до того, кому на ком жениться и можно ли разводиться.

Хотят компании проводить корпоративы - они их проводят, если есть для этого возможности. Если мы начнем учить их, на что лучше потратить деньги, они вполне закономерно могут ответить: «А вы сами зарабатывайте и тратьте, куда хотите». Тем более, совсем не исключено, что компании, которые решили провести корпоративы, и СВО помогают, и волонтерствуют.

Подчеркну, все это касается исключительно частного сектора. Все эти разговоры о том, что нельзя веселиться, мне кажутся не совсем правильными. Например, в 2020 году была пандемия и тогда проводить мероприятия было нельзя. Сейчас таких запретов нет. Зато есть санкции, есть огромное давление на нашу страну, а люди все равно работают эффективно, приносят деньги в бюджет. Президент все время подчеркивает и роль бизнеса, и лично предпринимателей, и работников, которые помогли удержать нашу экономику в такое непростое время. Так почему они не могут отметить, что они честно и добросовестно работают?

«СП»: Тогда что с предприятиями государственными?

- Это другое дело. Стоит только заговорить о корпоративах, все сразу вспоминают знаменитый корпоратив в , который в свое время устроил Чубайс и сказал, что им деньги некуда девать. А теперь в бюджете «Роснано» огромная дыра. Вот без корпоративов в государственных компаниях и организациях, как мне кажется, сейчас можно вполне обойтись.

У нас есть экономика частная и государственная. Государственной власти пусть и занимаются - госучреждениями, госорганами. Депутатам, я считаю, тоже не нужно устраивать никакие корпоративы. А частный бизнес пусть решает сам - это его дело.

«СП»: Рост числа корпоративов может говорить о том, что дела в экономике идут на лад?

- Экономика живет, оживает и старается вести нормальную бизнес-деятельность в не совсем нормальных условиях.

Да, я знаю эти разговоры о том, что одни люди гибнут на передовой, а другие в это время веселятся. Но жизнь всегда была такой. Даже во время Великой Отечественной войны люди в тылу делали все для фронта, все для победы, но свои скромные праздники они все-таки проводили.

Директор Института региональных проблем полагает, что рост числа корпоративов говорит, скорее, не о расцвете в экономике, а о желании предприятий снять напряжение среди своих сотрудников. Но нужны ли такие меры – это вопрос, на который должно ответить общество в целом.

- Корпоратив - это не просто пьянка, но еще и попытка психологической компенсации. Я не сторонник корпоративов, так как считаю, что КПД у них небольшой, но это все-таки попытка. Я думаю, что именно потому, что жизнь стала сложнее, те компании, у которых есть деньги, решили проводить корпоративы, чтобы снизить уровень напряжения в своих коллективах.

В же время, появилось много компаний, которые живут «с колес». У них денег в "загашнике" нет. И многие оказались в ситуации, когда не могут позволить себе планировать какие-то праздники, хотя еще вчера, возможно, могли.

Другой вопрос, что многие сегодня считают, что проводить корпоративы просто неприлично, что это пир во время чумы. Мол, сейчас тяжелое время, а они шампанское пьянствуют.

Но это вопрос внешней реакции на корпоративы, а не внутренней ситуации в компаниях. Скорее всего, отмечать решили предприятия, которым реакция общества не интересна. Они считают, что и так справляются со своими задачами, а общество не должно вмешиваться в их внутренние дела.

Вопрос о том, должно или не должно - это вопрос социально-политический или даже философский, а не экономический. Должен ли бизнес ориентироваться на то, что происходит вокруг, или исключительно на собственные интересы? Потому что проводя корпоративы, крупные компании на самом деле не тратят, а зарабатывают. Таким способом они стараются увеличить КПД своих сотрудников. Не факт, что это так, но логика такая.

Насколько она оправдана, общество и должно решить. Например, может быть, стоит повысить для этих компаний налоги, чтобы вместо корпоративов деньги шли на сапоги? Чтобы не приходилось «ходить с шапкой» для того, чтобы обмундировать и вооружить солдат.

«СП»: Значит ли рост числа корпоративов, что у российских компаний все так хорошо, что им деньги некуда девать?

- Это скорее попытка успокоить сотрудников. Нет, экономика не рухнула, ничего подобного не произошло. Наша экономика устроена не совсем так, как западная. Они нам метили в американское сердце, а оно у нас находится совсем в другом месте. Проблемы банков половина страны даже не заметит, потому что живет не на банковских оборотах, а совсем по-другому.

Но то, что экономика выстояла, не значит, что она бурно развивается. Знаете, Екатерина Великая начала огромную стройку именно тогда, когда все было очень плохо и ей нужно было показать, какие мы «крутые». А вот когда все стало хорошо, она половину дворцов заморозила. То же самое и с корпоративами. Это в некотором смысле психологическая акция.