Алкоголь и токсичные игрушки: как зарабатывают на подделках в России

Российский рынок на фоне ухода из страны ряда популярных брендов наводнили подделки. Объем контрафакта оценивается в 3-5% от ВВП страны, то есть около 5-6 трлн рублей в год. Что чаще всего подделывают, разбиралась «Комсомольская правда».

Алкоголь и токсичные игрушки: как зарабатывают на подделках в России
© globallookpress.com

Ранее на фоне украинского кризиса многие западные компании решили приостановить свою работу в России или покинуть российский рынок (часть из них также ушли из Белоруссии). Работу в стране прекратили, в частности, Ford, BMW, IKEA, McDonald’s, Starbucks, H&M, Inditex (Zara, Bershka, Pull&Bear, Massimo Dutti, Stradivarius).

Согласно опросу Высшей школы экономики, в котором приняли участие 2000 человек, каждый третий респондент готов покупать заведомо поддельный товар, а тех, кто принципиально не хочет платить за фальшивки, меньше половины.

Среди причин, почему они готовы купить подделку, участники опроса назвали высокие цены на оригинал (68,7%), желание иметь товары недоступных на российском рынке брендов (61,8%) и желание продемонстрировать более высокое положение, чем есть (61,3%). Также покупку фальсификата оправдывали кризисом и заявляли, что качество многих подделок сопоставимо с оригиналом.

По словам юриста Александра Хаминского, специализирующегося на борьбе с фальшивками и контрафактом, поддельные джинсы, в том числе Levi’s, и другую бредовую одежду и обувь, часто изготавливают на тех же фабриках, где шьют и оригинальную продукцию.

«Но в левых партиях для снижения себестоимости используют более дешевые ткани и краски, менее прочные нитки. В обуви это менее качественные резина и клей — такие кроссовки быстрее износятся», — пояснил он, отметив, что люди готовы покупать такие вещи на маркетплейсах, где цена на них в четыре раза ниже, чем за оригинал в фирменных магазинах.

По оценкам Роскачества, около 20% продукции легкой промышленности на нашем рынке — контрафакт.

А вот доля рынка поддельного алкоголя, по оценкам НИФИ Минфина России и Ассоциации компаний интернет-торговли, составляет 30-50 млрд рублей. В Росалкогольрегулировании отметили, что чаще всего подделывают известные отечественные и импортные марки крепкого алкоголя.

Поддельный алкоголь, который изготавливают из медицинского спирта, реализуют через небольшие магазины, часто сельские, и продают на маркетплейсах, в том числе в 20-литровых канистрах. Напитки в такой таре хорошо идут в кафе и барах, где посетитель не видит, что и откуда ему наливают, отмечает издание.

По данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, доля контрафакта на этом рынке составляет 30%. Чаще всего подделывают конструкторы Lego, кукол Барби, игрушки на тему мультиков «Чебурашка» и «Маша и Медведь». При этом многие контрафактные игрушки оказываются опасными.

Так, по информации Роскачества, в России были выявлены токсичные популярные игрушки «Хагги Вагги».

Сложная ситуация с подделками и на рынке автозапчастей и расходников. Здесь подделывают моторное масло, антифриз, свечи зажигания, фильтры, детали подвески и рулевого управления. Данные аналитического агентства Gruzdev Analyze свидетельствуют о том, что доля контрафакта составлять 28%.

Технический директор сети автосервисов «Фит-Сервис» Алексей Рузанов отметил, что подделки наполнили рынок во многом из-за ухода известных брендов, а также поставок по параллельному импорту. Для того, чтобы не столкнуться с подделками, которые могут создать аварийную ситуацию, эксперты советуют не покупать ничего на маркетплейсах и тем более с рук.

«Объем контрафакта и фальшивок в России оценивается в 3-5% от ВВП — это примерно 5-6 трлн рублей в год», — пояснил Александр Хаминский.

По его мнению, бороться с этим явлением необходимо в первую очередь при помощи ужесточения регулирования работы электронных площадок.

Напомним, что ранее правительство РФ разрешило параллельный импорт некоторых видов продукции. Это означает, что ряд товаров можно ввозить в страну без разрешения правообладателя, однако товары должны быть оригиналом, а не подделкой.

При этом глава департамента Минпромторга по цифровой маркировке и легализации Владислав Заславский отмечал, что маркетплейс Wildberries «становится каналом сбыта контрафакта». В ответ в Wildberries подчеркнули, что принимают все меры по противодействию продаже контрафактной продукции.

А маркетплейс Ozon предупредил о том, что при блокировке подделок, реплик и других запрещенных товаров будет штрафовать продавцов, разместивших их на площадке. По правилам ритейлера, к запрещенным товарам относятся, в том числе и те, на которых отсутствует маркировка «18+», а также продукция, «запрещенная к продаже законодательством РФ».

Рамблер: главные новости