Как построить бизнес и улучшить экологию города: рассказывает создатель экоцентра

Как все начиналось Решение о создании собственной компании для Сергея Тушева не было внезапным, молодой человек последовательно шел к этому. Сергей – историк по первому образованию, и, согласно, его собственным воспоминаниям, интерес к вопросам экологии у него усилился после окончания университета и стажировки в Германии. Там будущий бизнесмен смог своими глазами увидеть, как работает возобновляемая энергетика и раздельный сбор мусора. Он задался вопросом, можно ли внедрить в России ряд решений, которые позволят экономить ресурсы и модернизировать сферу переработки отходов. Поставки традиционного топлива в некоторые регионы РФ сопряжены с немалыми издержками, поэтому у возобновляемой энергетики есть потенциал. «Путь к этому проекту был достаточно длинным. Первое образование у меня гуманитарное, даже больше – историческое. Когда я оканчивал университет, у меня была полугодичная стажировка в Германии. Я посмотрел, как работает раздельный сбор мусора, возобновляемая энергетика. И я подумал: почему бы в России не попробовать какие-то решения, в тех регионах, куда дорого стоит везти мазут, почему бы не внедрить возобновляемую энергетику? Или попробовать что-то начать делать в сфере переработки отходов», – вспоминает герой публикации. После окончания университета Сергей Тушев устроился в дочернюю компанию Минэнерго – РЭА и работал в пресс-службе, однако постепенно стал заниматься проектной работой в сфере ресурсосбережения. Сначала он занимался продвижением экологической повестки, а затем перешел к работе в проектном менеджменте и сотрудничеству с НКО. «У меня появлялись знакомства в НКО, с людьми, которые близко работают с какими-то проблемными зонами – экологией, социальными вопросами. Они знают, где есть проблема, профессионально ее решают, но у них может не хватать денег. Появилась идея, что можно соединить бизнес-модель и решение социальных проблем», – отметил Тушев. И вот – бизнес Идеи по созданию компании появились у Сергея еще в 2016 году, однако запустить ее удалось только в 2019 году. Бизнес основали вчетвером – Сергей Тушев, Михаил Антонов, Анна Нафиева и Станислав Беляков. Каждый участник взял на себя одно из приоритетных направлений. Тушев выбрал для себя блок развития и взаимодействия с партнерами. Вскоре стало понятно, что переложенные на бумагу бизнес-планы работают в реальности не так, как хотелось. С 2019 года компания видоизменялась три раза. В настоящее время в экоцентре действует пункт приема, экотакси, музей рециклинга, мини-технопарк, лекторий и магазин экотоваров. «Когда все факторы совпали, мы поняли, что можно рискнуть и потратить определенную сумму денег. В 2019 году мы открылись на станции метро «Сокол». Там была первая версия экоцентра, сейчас мы находимся в третьей. Мы открылись в формате пункта приема различного вторсырья, интерактивного музея переработки, лектории и магазина. С этими четырьмя составляющими мы отправились в путь», – подчеркнул бизнесмен. Создание подобной компании – это риск, но Сергей Тушев пошел на него сознательно. Он сравнил этот шаг с прыжком с парашютом. Решение было принято, и компания начала постепенно развиваться. По его словам, в сентябре 2023 года в компанию обращаются по 300 человек в день – услуги по раздельному сбору мусора пользуются большой популярностью в Москве. «Переработка отходов в России есть. В наш музей переработки около 100 российских предприятий дали свои экспонаты, всего у нас таких экспонатов около тысячи. И почти каждый переработчик, с которым мы говорили, жаловался на нехватку сырья», – отмечает бизнесмен. С чем пришлось столкнуться Цель проекта, рассказывает Сергей Тушев, – снизить порог вхождения в экологическую практику и дать человеку возможность пользоваться качественными сервисами. Главная проблема при осуществлении задуманного – неосведомленность людей, очень большую роль играет человеческий фактор. Он отметил, что эксцессы на разных уровнях снижают доверие к экологическим проектам. В качестве примера основатель экоцентра привел дворника, который складывает отсортированный мусор в серый контейнер. «Люди хотят сортировать отходы, люди лучше, чем зачастую мы видим их, представляем их социологию. Человек не против делать какие-то вещи, которые не требуют серьезных усилий, и он будет чувствовать себя нормальным, адекватным человеком. Донести мусор до бака в массе своей он может. Он видит дворника, который перекидывает мусор из одного бака в другой, у дворника стоит задача не допускать захламления площадки, для него штраф страшнее потенциального ущерба для экологии. Человек это видит и демотивируется», – рассказывает бизнесмен. По его словам, люди готовы сортировать отходы, если будут понимать, для чего они это делают, чтобы их труд был не напрасным. Пандемия и санкции Сейчас бизнес Сергея переживает непростой период. Первым серьезным вызовом для экоцентра стала пандемия. Отмена массовых мероприятий привела к тому, что образовательные встречи на площадке центра стало невозможно проводить. Когда же ситуация нормализовалась, компания Сергея столкнулась с новой проблемой – с ограничениями на сотрудничество со стороны международных компаний, с которыми у нее было много партнерств. В непростой ситуации на помощь компании пришло правительство Москвы. В настоящее время Сергей Тушев является участником Акселератора социальных проектов, который ГБУ «Малый бизнес Москвы» (МБМ) организовал в 2020 году. «Был акселератор МБМ – «Малый бизнес Москвы», нас туда позвали. Принимали участие в обучающих программах. Нам дали трекера от МБМ – Григория Мартишина – который с нами встречался с определенной периодичностью. В этот стартовый период, когда было непонятно, куда двигаться, работа с трекером помогла сориентироваться и нащупать новые точки роста. Это был «ковидный» год, и удержать проект на плаву уже было успехом для нас в тот момент», – сказал Тушев в беседе с корреспондентом «ФедералПресс». Он также напомнил, что, экоцентр принимал участие в Московском урбанистическом форуме. «Была еще поддержка по линии программы «Сделано в Москве». По ней был ряд взаимодействий, это было достаточно полезно. Зарегистрировались на сайте, участвовали в урбанистическом форуме, изготавливали из переработанных материалов значки, брелоки, кашпо, настенные часы, скамейки и шезлонги», – заключил основатель проекта. Главная цель Акселерации – улучшение бизнес-показателей, а также ее экспертная оценка. В рамках программы от «Малого бизнеса Москвы» предприниматели опробуют инструменты, которые помогут принимать решение о развитии собственного дела в условиях неопределенности, а также расширять рынки сбыта, благодаря полученным знаниям. Правительство Москвы оказывает поддержку малому и среднему предпринимательству. Если компания зарегистрирована на территории Москвы и платит налоги в бюджет, она может рассчитывать на различные льготы. В их числе – субсидии на оборудование, льготные ставки по кредитам и сниженную арендную плату. В настоящее время экоцентр активно растет и имеет множество сторонников. Основатели компании не собираются останавливаться на достигнутом и планируют развивать бизнес и дальше. Количество подписчиков экоцентра в соцсетях составляет 40 тысяч человек. По мнению Сергея Тушева, привлечение экономических механизмов позволит увеличить количество подписчиков на один-два порядка. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Как построить бизнес и улучшить экологию города: рассказывает создатель экоцентра
© РИА "ФедералПресс"