Как продать свою франшизу
Итак, у вас есть кафе или автомойка, курьерская доставка или небольшое производство. Или даже собственная сеть одного из вышеперечисленных бизнесов. Но на дальнейшее масштабирование при всём желании не хватает ресурсов. Так почему бы не продать франшизу своего бизнеса?
Первый вопрос, на который должен ответить предприниматель: насколько популярен, прибылен и уникален его продукт. Здесь два ключевых фактора: целевая аудитория и узнаваемость бренда. Если за вашими булочками приезжают жители соседних населённых пунктов от мала до велика, на автомойке — запись на год вперёд, а заказы производимых продуктов превышают возможности оборудования, то можно рассмотреть вариант масштабирования через продажу франшизы.
Что для этого нужно
Выстроить прозрачные бизнес-процессы. В идеале, на основе собственного программного обеспечения. Таким образом, будущие франчайзи смогут работать в единой системе, а франчайзер — следить за развитием бизнеса. Для проверки действующей системы можно заказать аудит, который подсветит все слабые точки.
Подготовить все юридические документы и регламенты. Чем подробнее будет описано взаимодействие партнёров, тем меньше спорных ситуаций возникнет. В договоре необходимо прописать паушальный взнос, роялти, систему штрафов и бонусов, план развития. Кроме этого, необходимо зарегистрировать товарный знак (логотип и название) и создать брендбук, по которому франчайзи будут оформлять будущие кафе или пункты выдачи заказов.
Разработать систему обучения. Это касается, как франчайзи, так и их сотрудников. Обучение должно включать себя полное погружение в операционное процессы, бухучёт, а также общение с клиентами. Франчайзи должны знать и следовать чётким правилам работы по франшизе вплоть до режима работы пункта, внешнего вида сотрудников и алгоритма, по которому будет оказана услуга.
Создать презентацию франшизы или другими словами «упаковать» её. Необходимо подготовить наглядный документ, в котором будет отражена общая концепция франшизы, схемы и графики потенциального развития, необходимый объем вложений и его окупаемость, перспективы рынка и другие аспекты. Необходимо прописать выгодность именно вашей франшизы по сравнению с аналогичными на рынке.
Продать франшизу. Если вы условный McDonald’s, то вас уже давно ждали на рынке франшиз. А если ваша компания — новичок и известна только в одном регионе, то придётся доказать потенциальным покупателям, что ваша франшиза — действительно выгодное вложение средств. Для презентации своей франшизы можно использовать различные тематические сайты, выставки, конференции.
Организовать службу сопровождения франчайзи. Это необходимо для решения спорных вопросов и поддержания обратной связи с будущими партнёрами. Франчайзер может заниматься этим самостоятельно, а в перспективе закрепить за каждым франчайзи своего менеджера. Он будет сопровождать франчайзи по дорожной карте открытия точки, а также в процессе работы.
Быть готовым оставаться капитаном своего растущего бизнеса. На самом деле это очень важный пункт. В лице собственника бизнеса франчайзи должны видеть опору и поддержку, как бы банально это ни звучало. Это могут быть ежемесячные онлайн или оффлайн встречи, летучки или рассылка писем по франчайзи. Собственник бизнеса должен оставаться на связи с франчайзи, чтобы быть в курсе событий и получать обратную связь.
На примере международного логистического оператора экспресс-доставки СДЭК расскажем, как это работает.
СДЭК запустил свою франшизу в 2009 году. Помимо желания масштабироваться было четкое понимание, что самостоятельно построить мировую сеть пунктов выдачи заказов невозможно. Поэтому было принято решение развиваться по модели франшизы на основе единой ИТ-платформы, к которой подключаются франчайзи. Главное преимущество платформы — она не ограничена ни по количеству партнёров, ни по географии их присутствия.
Каждый франчайзи проходит бесплатное обучение, а дальнейший его путь сопровождает закреплённый менеджер. Франчайзи оплачивает паушальный взнос, заключает договор, согласует локацию будущего пункта выдачи заказов относительно «тепловой карты», чтобы не заходить на территорию других франчайзи. Также согласовываются тарифы, транспортные схемы и новый франчайзи заводится на общую ИТ-платформу. Каждую неделю СЕО СДЭК Леонид Гольдорт проводит прямые эфиры в своем ТГ-канале, где рассказывает о новостях компании, собирает обратную связь. Кроме этого, в течение года на всей территории покрытия СДЭК проходят слёты, на которых франчайзи могут задать интересующие их вопросы представителям управляющей компании и разобрать конкретные кейсы.
За 14 лет по всему миру было открыто уже более 4300 ПВЗ СДЭК. Доля миллионеров (франчайзи, у которых два пункта и более) составляет более 60%, всего со СДЭК сотрудничают более 2000 франчайзи. Это доказывает, что сегодня логистика — одна из самых перспективных отраслей экономики, которая развивается вслед за постоянно растущим рынком E-comm.