«Уральским авиалиниям» и iFly предложили выкупить у государства самолеты

Обновлено в 15:00

«Уральским авиалиниям» и iFly предложили выкупить у государства самолеты
© BFM.RU

Государство предлагает двум частным авиакомпаниям выкупить у него самолеты. Частные авиаперевозчики «Уральские авиалинии» и iFly до сих пор не смогли переоформить иностранные самолеты в российскую собственность, с чем обещало помочь государство, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.

Подконтрольная Росавиации лизинговая компания «НЛК-Финанс» предлагает перевозчикам лизинг с оплатой депозита в 30-40% от стоимости самолетов и обязательством ежегодно тратить около 30-40% чистой прибыли на их выкуп. В итоге предполагается, что «Уральские авиалинии» и iFly должны получить самолеты в собственность. Компании же хотят так и остаться в схеме операционного лизинга.

Единственной российской авиакомпанией, которая смогла завершить урегулирование по почти 50 самолетам, это «Аэрофлот». Но он взял деньги из Фонда национального благосостояния. Частные авиакомпании не смогут самостоятельно найти нужную сумму, абсолютно уверен директор по продажам и развитию компании «СВ — Чартер» Сергей Вехов:

— Сумму сказать не могу, это очень большие деньги. Я думаю, что они сами не в состоянии это сделать, но, может быть, договорятся с банками перекредитоваться. Я не думаю, что в операционном капитале авиакомпании есть такие суммы, пойдут на рынок, будут искать, спрашивать, может быть, государство чем-то поможет. Авиационный бизнес таков, что никаких мощных финансовых резервов не накапливается, все уходит в оперативный капитал, оборотку, могу сказать точно, у них таких денег в моменте нет. Но бизнес «длинный», банки такой бизнес любят, есть шансы, что они могут найти деньги. Это экстраординарно. Почему государство пошло на это, понятно, сейчас они за все платят, хотят передать частникам в собственность и забрать свои деньги. Конечно, государству сейчас деньги очень нужны, пытаются найти их, где возможно.

— Почему у «Аэрофлота» операционный лизинг, а у «Уральских авиалиний» и iFly финансовые депозиты?

— В первом случае самолеты возвращаются, во втором они остаются в собственности. Такая модель у каждой авиакомпании своя, стратегия «Аэрофлота» в том, чтобы летать только на новых самолетах, не знаю, насколько она теперь реальна, где они будут их брать. В частных авиакомпаниях это крайне затруднительно, поэтому самолет остается в собственности, летает, сколько может, а потом продается куда-нибудь в Африку или другую страну Третьего мира, совершенно разные бизнес-модели.

Всего из фонда национального благосостояния на приобретение самолетов российских авиакомпаний у иностранных собственников выделили 300 млрд рублей. «Уральские авиалинии» в первом квартале этого года отчитались об убытках в 4,3 млрд рублей. При этом стоимость их самолетов оценивается примерно в 30 млрд рублей, трех дальнемагистральных A330 iFly — менее 9 млрд рублей, всего у компании шесть дальнемагистральных самолетов. Комментирует авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Главная проблема в том, что потом еще платить 30-40% от чистой прибыли, это непонятная схема, потому что авиакомпании, авиаперевозки — низкомаржинальный бизнес, там единицы процентов, если из этой чистой прибыли еще откусывать треть или даже больше, это ощутимо. В течение длительных периодов авиакомпания может демонстрировать убыточность, и как в этом случае она будет платить 30% от чистой прибыли, не очень понятно. Учитывая, что самолеты обойдутся авиакомпаниям тяжелым финансовым бременем, не очень понятно, насколько там срастется экономика, потому что очевидно, что автор идеи исходит из того, что самолеты без двойной регистрации можно будет использовать на международных направлениях, международка сейчас воспринимается как курица, которая несет золотые яйца, потому что спрос превышает предложение на многих направлениях, и люди готовы платить большие деньги за то, чтобы улететь за рубеж. Но, во-первых, за счет прибыльных международных перевозок авиакомпании частично компенсируют убытки на внутренних направлениях, особенно в низкий сезон, второй нюанс в том, что количество направлений ограниченно. Что касается iFly, там ситуация лучше, потому что у них все-таки дальнемагистральный флот, и они могут летать в Юго-Восточную Азию, там рынок еще далек от насыщения».

Пока непонятна судьба самолетов авиакомпании S7 Airlines, в данный момент продолжается процесс согласования. Авиационный флот S7 оценивается в 50-70 млрд рублей.