Спутники отправят в космос с рекламой на бортах

Имена спутникам дадут представители бизнеса, а ракеты отправятся покорять космос с наружной рекламой на борту. Группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму законопроект, дающий Роскосмосу право размещать рекламу на своей орбитальной технике и объектах инфраструктуры. Корпорация получит новые источники финансирования, а рекламодатели — возможности для эффектного продвижения. При этом к выбору партнеров для сотрудничества госкорпорация отнесется с особым вниманием, отмечают эксперты. Кто сможет рассказать о своих продуктах за пределами Земли, сколько будет стоить реклама и где именно ее разместят, разбиралась «Парламентская газета».

Спутники отправят в космос с рекламой на бортах
© Парламентская газета

Яркий старт или долгий путь по орбите

Законопроект предлагает внести изменения в закон о госкорпорации «Роскосмос». На космической технике и объектах инфраструктуры можно будет размещать наружную рекламу. Потенциальный доход от этого составит до 205 миллионов рублей ежегодно, отметили авторы документа в пояснительной записке. Прибыль в равных долях разделят между федеральным бюджетом и специальными резервными фондами госкорпорации.

Роскосмос получит существенные возможности для получения внебюджетных ассигнований, сказал «Парламентской газете» инициатор законопроекта, первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко: «В пояснительной записке мы указали ориентировочные средства, которые могут быть выручены от рекламы. На мой взгляд, они будут намного более значимыми».

О ценах на такую рекламу пока говорить рано, отметил депутат: «Роскосмос сможет выставлять лоты, рекламодатели будут конкурировать между собой, и уже на этом этапе будет ясна стоимость размещения».

Рекламные изображения можно будет нанести непосредственно на сами ракеты, и это один из самых ярких вариантов, объяснил Кравченко. Но ракетоносители — техника разового использования, а вот на наземной космической инфраструктуре, например на стартовом комплексе, реклама может быть более продолжительной. «Перед стартом ракеты откидываются большие фермы, которые ее удерживают. Если поместить рекламу на фермы, согласовав вопросы безопасности, выглядеть это будет очень эффектно», — сказал депутат. Еще один вариант — дать имя рекламодателя спутнику. Группировки спутников после выведения на орбиту функционируют в среднем от трех до семи лет, а иногда и дольше.

Авто за пределами планеты

Роскосмос провел исследование спроса на такую рекламу и уже нашел потенциальных рекламодателей — это крупные российские банки и страховые компании.

С одной стороны, рекламодателем может быть любой, кто заинтересован в сотрудничестве, отметил Кравченко. И это не только банки, но и производители, в том числе автомобилестроители: «Мы помним наделавший много шума рекламный трюк Илона Маска, который запустил в космическое пространство свою «Теслу». Можно было бы запустить в космос и наш отечественный автомобиль. Более ответственный вариант, который позволит не увеличивать количество космического мусора, — указать марку автомобиля или компании на головном обтекателе».

Для рекламодателей открываются огромные возможности в продвижении своих брендов: из запуска ракеты, например, можно сделать целое шоу со световыми эффектами. При этом разработчики документа отмечают особую роль космической деятельности в развитии страны, а значит, выбор рекламодателя должен отвечать и национальным интересам, и нравственным требованиям. «Мы рассчитываем, что в первую очередь рекламодатели будут отечественными. Отбором заявок может заниматься специальная комиссия, которая будет это учитывать. Спорные моменты в выборе партнера может решать наблюдательный совет госкорпорации», — сказал депутат.

Реклама, которая в итоге появится на космической технике, будет корректной, уверен летчик-космонавт, Герой России Андрей Борисенко: «Я могу высказать исключительно свою точку зрения — рекламу пива или памперсов мы там не увидим. Но какие-то виды рекламы были бы вполне уместны, например, предприятий, которые создают важную и сложную технику».

От часов до пиццы

Начало рекламе в космосе положили американцы, которые брали с собой на борт фирменные вещи, от часов до фотокамер. В России космическая рекламная эра началась в октябре 1992 года, когда ракета-носитель «Протон-К» вынесла на орбиту логотип табачной компании West. Четыре года спустя на станцию «Мир» доставили макет банки Pepsi Cola высотой больше метра и плакат с рекламной надписью.

В августе 1997 израильская компания Tnuva сняла рекламный ролик, продвигающий молоко, прямо на борту космической станции «Мир». В Японии в 2002 году выпустили рекламный ролик напитка, который космонавт выпивает на борту МКС, глядя в иллюминатор на проплывающую мимо Землю. А в 2000 году сеть пиццерий Pizza Hut разместила свой логотип на ракете «Протон-К», запущенной с космодрома Байконур.