Директор ФССП Аристов рассказал, как пожаловаться на угрозы коллекторов

Директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов в эксклюзивном интервью "РГ" выразил уверенность, что после введения уголовной ответственности для коллекторов нарушений станет меньше. При этом он сообщил, что сотрудниками ФССП за 8 месяцев этого года было направлено в полицию более 3 тысяч материалов, свидетельствующих о нарушениях в сфере возврата просроченной задолженности, связанных с применением угроз, причинения вреда здоровью, имуществу и т.д. В целом же больше всего правонарушений при взыскании долгов, по его словам, допускают микрофинансовые организации.

Директор ФССП Аристов рассказал, как пожаловаться на угрозы коллекторов
© Российская Газета

Недавно для них была введена уголовная ответственность. Чего ждать, станете ли строже их поверять, будет ли работать уголовная ответственность?

Дмитрий Аристов: Принятый федеральный закон устанавливает уголовную ответственность за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц и сопряженных с угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества. Также предусматривается уголовная ответственность за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство должника.

С момента осуществления надзорных функций работники ФССП России фиксировали данные нарушения со стороны профессиональных взыскателей. Так, например, сотрудниками Cлужбы в органы внутренних дел за 8 месяцев этого года направлено более 3 тысяч материалов, свидетельствующих о нарушениях в сфере возврата просроченной задолженности, связанных с применением угроз, причинения вреда здоровью, имуществу и т.д.

Мы уверены, что после введения уголовной ответственности недобросовестные участники рынка возврата просроченной задолженности будут воздерживаться от совершения противоправных действий в отношении граждан и их имущества.

Что будет считаться доказательством незаконной деятельности коллекторов?

Дмитрий Аристов: В основном нарушения в сфере возврата просроченной задолженности осуществляются с использованием средств телефонной связи, путем направления сообщений. Соответственно, у физического лица имеется возможность записать телефонный разговор, сделать скриншоты экрана телефона или фотографии переписок в социальных сетях. Указанные документы могут являться доказательствами совершения соответствующих правонарушений.

Кроме того, возможные очевидцы совершаемых противоправных деяний могут дать свидетельские показания.

При этом необходимо понимать, что уголовная ответственность наступает только в случаях, когда незаконная коллекторская деятельность сопряжена с реальной угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества.

Куда обращаться должнику? Насколько быстрой будет реакция? И что с обратной связью?

Дмитрий Аристов: По факту совершения преступления обращаться необходимо в отделы судебных приставов, расположенные по месту жительства гражданина, права которого нарушены. Заявления примут и в органах внутренних дел.

В случае если в незаконных действиях будет усматриваться состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.57 КоАП РФ, должностные лица Службы вправе возбудить дело об административном правонарушении.

В случае выявления признаков состава преступления, следы преступления будут зафиксированы и материалы направлены в МВД России для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности.

Как в общем обстоят дела с контролем за коллекторами?

Дмитрий Аристов: С 2017 года в ФССП России рассмотрено 173 тыс. обращений по вопросам возврата просроченной задолженности в отношении юридических лиц, включенных в государственный реестр, микрофинансовых, кредитных организаций, а также других лиц.

Составлено почти 22 тыс. протоколов об административных правонарушениях. Судами и должностными лицами ФССП России рассмотрено 17,5 тыс. дел, назначено штрафов на сумму более 892 млн руб.

Если говорить о том, кто больше всего допускает правонарушений, то здесь лидируют микрофинансовые организации. На их долю приходится 56% всех правонарушений. Потом идут юридические лица, включенные в государственный реестр (26%), кредитные организации (14%), иные лица (4%).

С 1 февраля 2024 года значительно расширится сфера контроля и надзора Службы. К числу подконтрольных юридических лиц теперь отнесены кредитные и микрофинансовые организации.

Уверен, что нам удастся навести порядок в новых подконтрольных организациях и свести допускаемые ими нарушения к минимуму.