Импортозамещение и кадры: Две главные темы российской IT-отрасли

Почти каждое обсуждение состояния и развития российской IT-индустрии сводится сегодня к двум ключевым темам - импортозамещению и дефициту кадров.

Импортозамещение и кадры: Две главные темы российской IT-отрасли
© Российская Газета

По мнению главы Минцифры Максута Шадаева, сегодня острая потребность осталась лишь в 10% тех IT-решений, которые ранее поставлялись зарубежными производителями, при этом часть российских аналогов уже находится в работе, а компаниям-разработчикам предоставлены гранты. Представители бизнеса в целом согласны с такой оценкой, но отмечают, что разработка аналогов еще используемого иностранного софта - непростая задача.

"Количество российского ПО быстро растет, однако замена этих 10% может оказаться самой тяжелой и самой сложной. На 1 ноября текущего года количество российских операционных систем достигло 60, а количество систем управления базами данных (СУБД) превысило 70. Всего же продуктов в реестре отечественного ПО около 18 тысяч, и их количество постоянно увеличивается, - отметил сооснователь и заместитель генерального директора Postgres Professional Иван Панченко. - Такое тотальное импортозамещение в масштабах страны - это уникальный процесс, который не имеет аналогов. Китайское импортозамещение, которое началось раньше чем у нас, не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит в России, а европейские попытки получить небольшую технологическую независимость от Соединенных Штатов вообще провалились. До нас такую масштабную задачу еще никто не решил успешно".

Наибольшие сложности при переходе на отечественный софт вызывает замена программного обеспечения для индустриального оборудования.

Разработка такого ПО всегда была в зоне ответственности самих производителей. Другой проблемой стал узкоспециализированный софт, разработкой которого в каждой рыночной нише на протяжении десятилетий занимались лишь несколько компаний.

"Если рассматривать только программы для производственных систем аэропорта и не включать сюда типовое офисное ПО и операционные системы, то примерно у половины международных стандартизированных решений существуют российские аналоги. Они могут быть менее функциональны, но они есть. А вот среди другой половины программ, таких как, например, софт для системы обработки багажа или для управления ресурсами аэропорта (посадка/высадка пассажиров, обслуживание бортов, заправка) российских типовых решений нет, а те, что есть, нестандартизированные, несертифицированные и рассчитаны на небольшие инсталляции", - говорит директор ИТ-систем управления производством аэропорта Шереметьево Сергей Пашинский.

Представители российских компаний, столкнувшиеся с аналогичными проблемами, отмечают, что работа с продуктами узкоспециализированных вендоров, покинувших рынок РФ была продолжена во многом за счет высокой экспертизы российских инженерных команд, которые занимались эксплуатацией этого ПО.

То есть компании, использующие уникальное зарубежное ПО, создали свои внутренние команды разработки для того, чтобы продолжить работу с ним. При этом часть таких команд планирует создавать уже собственное специализированное индустриальное ПО и предлагать его на рынок.

Выступая на IT-конференции СNews Forum, часть представителей российского IT-сообщества отметили, что окончательным успехом импортозамещения станет коммерческий успех системного российского ПО за рамками использования на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) и регуляторной, грантовой господдержки. Они также подчеркнули важность отсутствующей сейчас полной совместимости российских программных продуктов и участие российских разработчиков в международных проектах открытого программного кода.

Количественной же метрикой успеха российских разработчиков софта, по мнению Ивана Панченко, станет тот момент, "когда российские ОС будут стоять на 50% процентах компьютеров журналистов, врачей, учителей и других обычных пользователей, а их смартфоны будут работать не под управлением Android, а на российской мобильной операционной системе".

Что касается нехватки кадров, то директор по информационным технологиям компании Kept (экс-KPMG) Дмитрий Иншаков считает, что нехватка IT-специалистов в компаниях может стать стимулом к их цифровой трансформации и обучению всех сотрудников "цифровым навыкам", а также созданию "кузницы IT-кадров" внутри самих организаций с привлечением людей из собственных смежных подразделений, таких как, например, "поддержка клиентов", а также стажеров и молодых специалистов начального уровня.