Эксперты рассказали о новых видах развлечений в торговых центрах

Термальные комплексы и фитнес-центры будут активно развиваться в России в ближайшие годы. Об этом рассказали эксперты на выставке Mallpick в Сочи.

Эксперты рассказали о новых видах развлечений в торговых центрах
© Российская Газета

Термы (бассейны с разнообразными парными и саунами) еще несколько лет назад были новинкой, однако сейчас каждый год открывается достаточно много таких комплексов, появляется все больше операторов, этот сегмент будет развиваться, в том числе в торговых центрах и спальных районах, рассказал управляющий партнер RRG Денис Колокольников. Кинотеатры в торговых центрах остаются слабым звеном, в то время как прочие развлекательные концепции, спорт, образование, индустрия красоты чувствуют себя все более уверенно. Переживают второе рождение боулинги.

Сейчас в стране реализовано около 30 термальных комплексов (не только в столицах, но и в Калуге, Нижнекамске, Самаре, Ижевске, Кургане, Кирове и пр.), еще достаточно много проектируется и строится, рассказал гендиректор компании "Термопорт" Кирилл Назаров. Термы должны появиться в Оренбурге, Вологде, Ярославле, Перми, Нижневартовске, Мурманске, Воронеже и ряде других городов. Москва уже более-менее наполнена термами. При этом в Германии, для сравнения, действует около 10 тысяч таких комплексов. Поэтому рынок огромен, есть, куда расти, считает он. Планы операторов тоже огромны: одна из компаний предполагает открыть около 300 комплексов, другие - по несколько десятков.

По подсчетам NF Group, к 2026 году рынок термальных комплексов в России увеличится более чем в два раза.

Сейчас в России функционирует более 40 объектов. На Приволжский и Уральский федеральный округа приходится 33% и 25% действующих площадей, на Центральный федеральный округ - 17%. На этапе строительства находится около 400 000 кв. м новых проектов, бльшая их часть - в Приволжском федеральном округе. Около 90% планируемых к запуску термальных комплексов будут представлены в городском формате - как правило, в торговых центрах и отдельно стоящих зданиях. Пока же 43% площадей терм расположены в отелях и на базах отдыха.

Не менее перспективен рынок фитнес-услуг, считают участники рынка. В России фитнесом регулярно занимаются в клубах около 4% взрослых людей, отмечает президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) Ольга Киселева. В Германии - около 15-20%, в США - 30-40%.

С 2019 года увеличилось количество фитнес-центров в торговых центрах, сообщила она. В ТЦ Москвы - на 58% по площади и на 90% по количеству. В основном, в ТЦ открываются фитнес-клубы без бассейнов (так называемые "сухие клубы") и студии. В торговые центры чаще всего приходят клубы с высокой проходимостью, с хорошим оборудованием и низким ценником (1,5-2 тысячи рублей в месяц). Фитнес-клубы с бассейном большей частью занимают отдельные и административные здания. Тренажерные залы чаще расположены в жилых домах и административных зданиях. Студии всех направлений чаще всего находятся в жилых домах и административных зданиях.

Цены на фитнес в 2022 году выросли на 7,8%. В 2020-2021 годах рынок фитнес-услуг пережил кризис, связанный с пандемией. В 2020 году объем рынка сократился на 29% к 2019 году, но уже в 2021 году превзошел показатели допандемийного года на 5%. По итогам 2022 года объем рынка вырос на 11%, до 181,3 млрд рублей. За 9 месяцев нынешнего года рынок вырос на 14% по сравнению с тем же периодом прошлого года, и по итогам года ожидается прирост на 10-15%.

Основной прирост обеспечили клубы с рекуррентными платежами, рассказывает Киселева. Это клубы, которые "автоматически" списывают ежемесячную плату так, как это делают, к примеру, онлайн-кинотеатры. Доля рекуррентных платежей в продажах абонементов в Москве близка к 15%.

Всего за 2022 год в России открылось 400 фитнес-объектов. Из них 80% - это студии, небольшие проекты с одним направлением занятий. При этом 30% вновь открывшихся студий не доживают до конца года. Как правило, это связано с отсутствием бизнес-опыта у владельцев, зачастую бывших тренеров.

Сейчас идет движение в сторону мультиформатных студий, отмечает Киселева, причем направления пересекаются: мягкий фитнес и высокоинтенсивные тренировки могут идти в одной студии. Постоянные направления в современной истории фитнеса - йога, танцы, а также растяжка и пилатес и в меньшей степени джампинг (прыжки на батутах). Студии, специализирующиеся на аэробике и шейпинге, уже в 2010-2012 годах ушли в прошлое.