В «Эксперт РА» спрогнозировали утроение автолизинга за пять лет

Среднегодовые темпы роста (CAGR) объемов нового бизнеса лизинговых компаний (ЛК) в сегменте легковых автомобилей с 2023 по 2027 год составят 31%, а в сегменте грузового автотранспорта – 25%, прогнозирует «Эксперт РА». В итоге в 2027 год, по оценке аналитиков рейтингового агентства, ЛК передадут клиентам легковых транспортных средств (ТС) на 1,29 трлн рублей, а грузовых – на 1,83 трлн рублей (без учета НДС).

В «Эксперт РА» спрогнозировали утроение автолизинга за пять лет
© Frank Media

Самые быстрые темпы роста в прогнозном периоде будут наблюдаться в этом году, и связаны они с восстановительным эффектом после прошлогодней просадки. В 2023 году объем нового бизнеса ЛК в сегменте легковых автомобилей составит 539 млрд рублей, что на 59% больше, чем годом ранее, и на 16,9% больше, чем в 2021 году. Помимо реализации отложенного спроса, на восстановление показателей повлияет и значительное повышение цен на машины.

В сегменте лизинга грузовых ТС рынок в этом году более чем удвоится, увеличившись с 576 млрд рублей до 1,22 трлн рублей (+134% к 2021 году). «Крупные автоперевозчики и строительные компании активно закрывают дефицит парка китайской техникой, а развитие инфраструктурных проектов и выстраивание новой логистики стимулируют наращивание грузоперевозок и спрос на соответствующую технику», — объясняют причины взрывного роста в «Эксперт РА».

Легковой рост

В 2024 – 2027 годах прирост нового бизнеса в сегменте легковых автомобилей у ЛК стабилизируется, но все равно будет достаточно высоким – на уровне 20–30% в год, полагают аналитики рейтингового агентства. Причин тому несколько:

Проникновение лизинга в продажи легковых машин в России, хотя и увеличилось за последние несколько лет вдвое – с 10% в 2020 году до 20% в первой половине 2023 года, – имеет запас к расширению. Например, в Великобритании этот показатель составляет порядка 30%, в Германии и США – около 35%, а во Франции — 52%. И, как полагают в «Эксперт РА», с развитием шеринговой экономики проникновение лизинга в продажи автомобилей увеличится. В частности, на проникновение лизинга в покупки гражданами автомобилей повлияет ужесточение ограничительных мер в потребительском кредитовании. Это, по мнению аналитиков, приведет к перетоку заемщиков из необеспеченного кредитования в лизинг . Доля лизинга в финансировании малого и среднего бизнеса (МСБ) за 2015–2021 годы увеличилась почти вдвое, с 6 до 11% ,«однако по-прежнему остается низкой». По мнению аналитиков рейтингового агентства, спрос на легковые коммерческие автомобили со стороны МСБ в следующие годы будет повышенным «по мере развития данного сегмента вследствие структурной перестройки экономики». Это дает возможности по росту доли лизинга в финансировании МСБ до 40%, заключают они. Спрос на легковые автомобили будет поддерживаться со стороны сервисов такси и каршеринга , которым, в том числе, будет необходимо не только расширять свои автопарки, но и обновлять их. Наконец, «Эксперт РА» надеется на продление действующих государственных программ по субсидиям на лизинг автотранспорта и газомоторной техники в последующие годы. Грузовой подъем

На рынке лизинга грузовых ТС средств в 2024 – 2027 годы будут более медленные темпы роста – всего на уровне 10-20% в год. Несколько факторов будет способствовать поддержке спросу на лизинг в этом сегменте:

Как полагают в агентстве, реализация крупных инфраструктурных проектов стимулирует спрос на лизинг грузового автотранспорта. Кроме того, дальнейшие расширение розничной торговли , экспансия торговых сетей в регионы будут способствовать росту грузоперевозок, а значит увеличению спроса на грузовую технику, что, в свою очередь, скажется на лизинге грузовиков. Новый пик цикла обновления автопарка придется на 2026-2027 годы, указывают в агентстве: «Для сегмента грузовиков характерны циклы обновления автопарка каждые три–пять лет. Ввиду того что предыдущий цикл обновления грузовиков завершается в 2023 году, мы ожидаем роста спроса на данный транспорт на горизонте 2026–2027 годов». Также как и для сегменте легковых ТС, поддержку лизингу грузового автотранспорта окажет продолжение программ госсубсидий . Не все так радужно

Впрочем, в самих лизинговых компаниях не столь оптимистично смотрят в будущее. На ближайшие показатели нового бизнеса ЛК в сегменте автотранспорта негативно повлияет резкое увеличение ключевой ставки ЦБ, произошедшее во второй половине этого года.

Уже в конце этого года – в начале следующего рынок перестанет расти, считает генеральный директор «РНЛ Лизинга» (входит в ИГ «Инсайт») Алексей Смирнов: «При такой ставке лизинговые компании будут держать свое предложение в диапазоне от 22% до 28% годовых». А при таких уровнях ставок нормальное развитие невозможно. «Рынок вернется к росту с началом снижения ключевой», — полагает он.

Среди драйверов, дестимулирующих рост автолизинга, генеральный директор группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин называет, помимо роста ключевой ставки, также удорожание ТС. «Необходимо расширять предложения от автопроизводителей и импортеров. Все это совокупно влияет на решение клиентов по обновлению автопарков. Плюс нельзя забывать, что многое зависит от стоимости фондирования», — добавляет он.

«Наш сценарий относительно оптимистичный, но более сдержанный, чем у «Эксперт РА»», — говорит финансовый директор ЛК «Европлан» Анатолий Аминов. По его словам, если «с учетом всех трудностей в экономике» лизинговым компаниям удастся добиться в ближайшие годы CAGR по новому бизнесу хотя бы в 15%, то «было бы тоже очень неплохо».