Леонид Нестеренко: В школах ставят автоматы с дистанционной оплатой родителями

В школах начинают устанавливать автоматы, платить за покупки в которых будут родители учеников через мобильные приложения. Об этом в интервью "Российской газете" рассказал глава Союза операторов торговых автоматов (СОТА) Леонид Нестеренко. Для упорядочения рынка он предлагает отдельно закрепить вендинг в классификаторе.

Леонид Нестеренко: В школах ставят автоматы с дистанционной оплатой родителями
© Российская Газета

Скоро большинство товаров будем покупать в автоматах, этот вид торговли стремительно растет?

Леонид Нестеренко: В целом говорить о каком -то серьезном росте сегодня не приходится. Во время пандемии вендинг был включен в список пострадавших отраслей при поддержке "ОПОРЫ России". Мы объяснили, что 80% всех автоматов находятся в бизнес-центрах, которые в то время не работали.

Сегодня рынок затаился, если оценить объективно. Посчитать, насколько он вырос или снизился, практически нет никакой возможности, поскольку нет единых четких контуров.

Часть рынка в тени?

Леонид Нестеренко: По нашим оценкам, 30% рынка находится в Москве. Однако с введением торгового сбора в столице рынок стал сокращаться и даже уходить в тень. К примеру, сейчас в столице официально зарегистрировано 11 тыс. автоматов. Однако, по оценке союза, количество торговых автоматов в Москве составляет не менее 50 тыс. Получается, около 40 тыс. находится просто в тени и никто о них не знает.

Какие есть инновации в отрасли?

Леонид Нестеренко: Очень много инноваций в вендинге. Совсем недавно появился робот, который варит пельмени и продает их через торговый автомат. В Москве в метро стоят блиндозеры, которые при тебе прямо жарят блин с начинкой и выдают его в фирменной упаковке. Роботизированные руки варят кофе.

Инфографика "РГ"/ Александр Чистов / Екатерина Свинова

Сейчас мы активно развиваем проект "Школьный вендинг", в рамках которого планируем установить торговые автоматы в школах, и уже, в частности, в Калуге они стоят. Суть в том, что дети только получают и выбирают товар, а оплачивают и контролируют этот процесс через мобильное приложение их родители. Получается, что это такая уникальная модель, когда потребитель прямой не имеет возможности оплатить покупку и все происходит под контролем и из кошелька родителя.

Каковы объемы рынка вендинга в России?

Леонид Нестеренко: Если говорить о прямом объеме рынка, то это не самые большие цифры - в случае если ориентироваться только на ОКВЭД, это порядка 60 млрд руб. в год. Приблизительно это где-то 150 тыс. автоматов, около 8 тыс. предпринимателей и около 40 тыс. рабочих мест. Это если брать цифры конкретно по продаже кофе и снеков через автоматы.

Впрочем, мы предлагаем посмотреть на эту отрасль шире, в этом случае охват и объем рынка гораздо больше. То есть это сотни тысяч устройств различного типа, десятки тысяч предпринимателей и сотни тысяч рабочих мест.

Почему так сложно посчитать?

Леонид Нестеренко: Чтобы посчитать объемы, необходимо четко определить единый для отрасли код ОКВЭД. На сегодняшний день в вендинге происходит довольно серьезная диверсификация. Это привело к тому, что понятие автоматизированной торговли и автоматизированных услуг стало достаточно размытым. К вендингу можно отнести и автоматы с зарядными устройствами для телефонов, автомойки самообслуживания, микромаркеты, массажные кресла и даже кассы самообслуживания. Однако под коды ОКВЭД попадает лишь торговля через торговый автомат штучным товаром в одноразовой упаковке. Все остальное размыто в других видах деятельности - общепите, услугах и т.д. СОТА ведет работу по изменению кода ОКВЭД, поскольку нынешний устарел. Изменение кодов ОКВЭД отрасли поможет обелить рынок.

Рынок вендинга растет, но без найма персонала все равно ничего не получится. Нужны операторы, техники

Каким образом?

Леонид Нестеренко: Государство сможет увидеть наиболее полно, сколько в секторе занятых и сколько там всего денег, а также посчитать белых и серых игроков.

Кто сегодня занимается вендингом?

Леонид Нестеренко: Львиная доля предпринимателей это, наверное, 80% - малый бизнес с выручкой до 800 млн руб. в год.

Если говорить про микробизнес, то он составляет от 20 до 30%, что тоже много. Также есть примеры успешного взаимодействия крупного бизнеса и малого. Предприниматели устанавливают свои автоматы на выгодные локации и получают удобную логистику по доставке продуктов питания и гарантированно узнаваемый бренд.

Как обстоят дела с импортозамещением, автоматы импортные или наши?

Леонид Нестеренко: Вендинг питьевой воды в розлив активно развивается, и на нем работает много локальных, наших российских производителей оборудования. Если оборудование для кофейного и снекового вендинга в основном ввозилось из Италии, то сейчас все чаще из Китая. В России производилась только небольшая его часть. Так, выросли большие производства в Перми, Воронеже, Кирове. То есть это наши отечественные производители, у которых практически на 80% локализовано производство в России. Даже платы делаются в нашей стране.

Как на отрасль повлияли санкции? Есть ли теперь сложности с запчастями и оборудованием?

Леонид Нестеренко: На самом деле, некоторые компании остались в России и продолжают работать с нашим бизнесом. Часть рынка переориентировалась на Китай. Безусловно, выросли продажи и загрузка наших российских производителей. Произошло некое перераспределение рыночных объемов. Тем, кто работал с итальянской техникой, сейчас сложнее. Поскольку логистика подорожала, как и курс валют. Сегодня рынок состоит примерно на 40% из итальянского оборудования, 30-40% - российское и 30% - Китай, но его доля растет.

Вендинг это прибыльный бизнес? Выгодно ли работать без найма персонала?

Леонид Нестеренко: Без найма не получится. Потому что нужно все равно нанимать операторов, техников. И если пересчитать выручку в фонд заработной платы в сетях торговых и в вендинге, то деньги примерно одни и те же. То есть один магазин генерит выручки столько, сколько генерит, например, там, 20 автоматов или даже 30. Соответственно, чтобы обслужить 20-30 автоматов, нужно столько же людей, сколько требуется продавцов-кассиров и грузчиков на один магазин. Здесь вопрос не в том, что нет людей. Их просто нет в процессе обслуживания. По факту кто-то приезжает и загружает этот автомат, а кто-то исправляет ошибки, ремонтирует, меняет запчасти, убирается вокруг него - все это люди, которые получают заработную плату. Средняя рентабельность в вендинге составляет 12%. Может доходить и до 25%. Окупаемость при этом составляет от трех до пяти лет. Если ты вложил деньги в автомат, то примерно за ближайшие три - пять лет ты можешь вернуть вложенные деньги. Потом ты уже начнешь зарабатывать прибыль. Вот плюс-минус такие показатели.

А если сравнить прибыль точки продажи кофе и торгового автомата, работающих примерно в одинаковых условиях спроса и проходимости, кто больше заработает?

Леонид Нестеренко: Конечно, кофе-точка с баристой окупится быстрее в разы. И маржинальность выше, конечно, у традиционной кофе-точки. Вендинг - это сетевой бизнес. То есть ты ставишь не одну, а десять или сто точек, и у тебя, соответственно, сразу из каждой точки постепенно формируются денежные потоки. В целом для предпринимателя вендинг интересен именно своим масштабом.