Цифровые финансовые активы и их операторы

Цифровые финансовые активы (ЦФА) представляют собой революционное явление на финансовом рынке, обладающее рядом невероятных преимуществ.

Основанные на инновационной технологии распределенных реестров, они обеспечивают автоматизированное проведение сделок с помощью смарт-контрактов. Этот прогрессивный подход раскрывает двери для развития финансовых рынков. Цифровой финансовый актив – имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. Права собственности на данное имущество удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. Уже сейчас цифровые технологии находят широкое применение в прогрессивных странах, а выпуск различных видов ЦФА становится все более востребованным трендом на финансовом поприще. Но, несмотря на все эти положительные стороны, многие проявляют скептицизм, опасаясь возможного нарушения устоявшейся стабильности в традиционной экономической модели. ЦФА являются цифровыми аналогами акций, облигаций, займов и векселей, действующих в рамках информационной системы. Регулирование ЦФА было введено в России более трех лет назад, до настоящего момента использование этих активов остается преимущественно ведением отдельных интересантов. Российский бизнес и инвесторы недостаточно готовы и несправедливо упускают возможность воспользоваться этим новым, захватывающим способом инвестирования.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 31.07.2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под оператором ИС подразумевается юридическое лицо, личным законом которого является российское право (в том числе кредитная организация, лицо, имеющее право осуществлять депозитную деятельность, лицо, имеющее право осуществлять деятельность организатора торговли). Операторы информационных систем (ОИС) получают право осуществлять свою деятельность с момента регистрации в реестре ОИС Банка России. Для регистрации руководящий состав ОИС должен соответствовать квалификационным требованиям (опыт работы на финансовом рынке, высшее образование и т.д.), не иметь административных наказаний, не иметь судимости, отвечать иным требованиям, связанным с деловой репутацией. Банк России обязан быть проинформирован о назначении и освобождении от должности органов управления. Банк России имеет право устанавливать дополнительные требования для обеспечения стабильности и непрерывности работы системы.

Оцифровка ценных бумаг в виде записей по счетам уже давно существует в России — отмечает экономический журналист Мельников Николай. При этом до сих пор сохраняется значительное количество бумажных документов, связанных как с выпуском ценных бумаг, так и с первичным размещением и вторичными торгами. Специальные цифровые коды, называемые токенами ЦФА, содержат информацию о владельцах, датах выпуска, сроках погашения и других обязательствах. Токены создаются, управляются и обрабатываются информационными системами, использующими технологию распределенных реестров. Для каждого актива создается токен, содержащий набор информации о его владельце, дате выпуска, сроке погашения и других обязательствах. Сделки купли-продажи ЦФА могут осуществляться с помощью специального программного обеспечения, называемого смарт-контрактами, где все условия фиксируются в цифровой форме и при достижении определенных обстоятельств, требования выполняются автоматически. Поскольку все контракты и последующие операции с цифровыми активами происходят в режиме онлайн, для их подписания обязательно использование цифровой подписи. Токенизация ценных бумаг и создание специальных электронных кошельков и токенов для инвесторов позволят существенно сократить бумажный оборот, а в перспективе и вовсе его ликвидировать.

Цифровые финансовые активы основаны на смарт-контрактах и блокчейне, так же как и криптовалюты. Однако между ними существует несколько важных различий. Одно из наиболее важных отличий заключается в том, что цифровые финансовые активы выпускаются эмитентами, которые несут ответственность перед инвесторами, приобретающими токены. Например, производитель бриллиантов может выпускать цифровые финансовые активы, обеспеченные бриллиантами. Криптовалюты же не имеют центрального эмитента и не несут финансовых обязательств перед держателями активов, включая обязательства по выкупу. В России существуют инфраструктуры для работы с цифровыми финансовыми активами и криптовалютами. Эмиссия цифровых финансовых активов осуществляется операторами информационных систем, зарегистрированными в Банке России.

Доходы российских компаний от продажи цифровых финансовых активов облагаются пошлиной по ставке 20%. Налог на добавленную стоимость (НДС) не взимается с операций по продаже ЦФА в России. Что касается налога на доходы физических лиц, то в соответствии с законодательством доходы от операций с ними облагаются по общей ставке 13% и 15% для налоговых резидентов России и по ставке 30% для нерезидентов. В качестве налоговых агентов выступают операторы информационных систем или биржевые операторы. Закон N 259-ФЗ, содержащий нормы об эмиссии цифровых финансовых активов и обращении цифровой валюты, был принят в России в июле 2020 года, а большинство его положений вступит в силу с начала 2021 года. В настоящее время рано говорить о массовой эмиссии ЦФА или сформировавшемся рынке. Тем не менее ряд компаний уже активно тестируют технологию и предпринимают попытки выпуска новых видов цифровых финансовых активов. На рынке уже появились первые ЦФА, обеспеченные имуществом (например, цифровые метры Самолет), акциями (ГМК «Норникель») и драгоценными металлами (золото, серебро, палладий и платина). Практика показывает, что технология масштабируема, и в ближайшем будущем возможно развитие ЦФА для более широкого круга инвесторов.

Экономический журналист Мельников Николай М.