Для специалистов дорожной отрасли становятся важны цифровые компетенции

Развитие кадрового потенциала и повышение качества профессиональной подготовки специалистов в дорожно-строительной отрасли имеют важное значение для обеспечения качественного строительства и обслуживания дорог, мостов и другой транспортной инфраструктуры. При этом инфраструктура должна не только успевать за внедряемыми новыми технологическими решениями, как, например, за беспилотными такси или системами управления на основе искусственного интеллекта, но и опережать их.

Для специалистов дорожной отрасли становятся важны цифровые компетенции
© Российская Газета

"Дорожно-строительная отрасль продолжает эволюционировать и внедрять новые технологии, методы и стандарты, что требует у специалистов приобретения дополнительных компетенций и навыков. С учетом текущих трендов развития отрасли важна цифровая компетентность. Специалисты в дорожно-строительной отрасли должны разбираться в цифровых технологиях, геоинформационных системах, автоматизированных системах управления и мониторинга строительства", - рассказывает "РГ" доцент кафедры менеджмента, руководитель образовательной программы "Менеджмент" РАНХиГС Вадим Кудряшов.

Меняющиеся отраслевые стандарты и использование сложной техники предъявляют новые требования к знаниям и навыкам работников. Например, инженерам необходимо уметь работать с BIM-технологиями. "BIM-проектировщик переводит 2D-чертежи в 3D и разрабатывает модели.

Это происходит в специальных программах, в результате получается 3D-объект с множеством слоев. Его используют для определения этапов строительства, контроля процессов, учета расходов материалов. Для инженеров также важно умение работать в интегрированных системах управления проектами: Spider Project, MS Project Server, Advanta. Даже операторы лазерной сварки работают в специальных программах для управления лазерным оборудованием, им важно иметь навыки технического рисования и обладать знаниями по металлообработке", - рассказали в пресс-службе Группы "Дороги и мосты".

Второе важное направление - информационная безопасность. Новые кадры должны понимать принципы и методы защиты данных и систем от кибератак и утечек информации, особенно в контексте цифровизации.

Необходимы экологические знания, основанные на принципах и методах устойчивого строительства и соблюдении экологических стандартов.

Кроме того, специалисты должны уметь использовать новые строительные материалы и технологии. А здесь важно понимание новых стройматериалов, включая технологии 3D-печати и смешанных строительных методов.

"Также важны навыки работы с автоматизированными машинами и роботами, используемыми в дорожно-строительной отрасли, - добавляет Вадим Кудряшов. - Еще одна необходимая компетенция - управление данными и аналитика. Важна способность собирать, анализировать и использовать данные для принятия решений в строительстве и обслуживании дорожной инфраструктуры".

Есть и базовые важные компетенции. В их числе понимание инженерных принципов, включая геотехнику, динамику грунтов, структурный анализ и другие инженерные аспекты. Знание и навыки по техническому обслуживанию и ремонту дорожной инфраструктуры. Умение управлять проектами, включая использование методологий, таких как Project Management Institute (PMI) или PRINCE2. Важно знание и соблюдение стандартов безопасности на стройплощадке и в рамках рабочего процесса.

Эти компетенции и навыки отражают современные требования и тенденции в дорожно-строительной отрасли, и специалисты должны стремиться к их развитию, чтобы оставаться конкурентоспособными и способствовать развитию индустрии.

Традиционно в дорожной отрасли принято выращивать собственные кадры

"Повышение качества подготовки и развитие кадрового потенциала дорожного хозяйства требует совместных усилий государства, образовательных учреждений и предприятий в отрасли", - отмечает Вадим Кудряшов. Следовательно, необходимо разрабатывать актуальные и востребованные образовательные программы высшего образования и среднего профессионального образования. Требуется обеспечивать образовательные учреждения современным оборудованием и учебными материалами. Внедрять системы профессиональной аккредитации и сертификации для специалистов в дорожно-строительной отрасли. Содействовать стажировкам и практике студентов в реальных проектах, что поможет им получить опыт и понимание особенностей профессиональной деятельности. Важно устанавливать партнерские отношения между учебными заведениями и компаниями сферы дорожного хозяйства.

Спрос на специалистов может варьироваться в зависимости от конкретных проектов и их местоположения, поэтому важно учитывать специфику регионального рынка труда и требования конкретных задач.

Одновременно с развитием новых технологий сохраняется востребованность в рабочих специальностях. "Наиболее востребованные в компаниях рабочие специальности - это монтажник, сварщик, арматурщик, водитель автокрана, оператор лазерной резки. В категории ИТР: конструктор, проектировщик, инженер ПТО, сметчик, инженер по техническому надзору, инженер строительной лаборатории и дефектоскопист по ультразвуковому контролю", - рассказывают в пресс-службе Группы "Дороги и мосты".

Важно и финансовое направление. "В дорожной отрасли в последнее время применяется несколько инструментов, позволяющих осуществлять контроль целевого расходования выделенного финансирования. Это и казначейские счета в случае строительства масштабных объектов, и механизм расширенного банковского сопровождения, обязательный в сегменте государственного заказа. Новые формы взаимодействия дорожников с финансовыми организациями требуют расширения компетенции сотрудников дорожных организаций: бухгалтеров, финансистов, налоговиков", - рассказывает заместитель председателя правления РосДорБанка Денис Алексеев.

При этом проблема компетенций специалистов, которые умеют работать в рамках сопровождения, не решается одномоментно, несмотря на то, что рынок финансистов считается переполненным. Тем более что традиционно в дорожной отрасли принято выращивать собственные кадры.

"Новая специализация требует от сотрудника владения знаниями одновременно в двух направлениях: финансовом и техническом, так как вышеупомянутые процедуры как раз и предполагают контроль за соответствием технических составляющих проекта, заявленным в сметной документации. И только в случае положительного результата предоставляется доступ к финансированию. Такой специализации нет ни в одном учебном заведении, при том что она остается востребованной уже несколько лет, а потребность в компетентных кадрах постоянно увеличивается в связи с возрастающими объемами задач и финансирования отрасли", - добавляет Денис Алексеев.

Не менее важны и управленческие навыки. "С ростом сложности задач и увеличением количества работников для масштабных проектов нужно развивать умение управления проектами и командами. Кроме того, специалисты должны обладать навыками анализа и прогнозирования тенденций в отрасли и способностью адаптироваться к изменениям", - отмечает в разговоре с "РГ" Иван Марьянов, гендиректор Центра технического оборудования.