Гражданские дроны будут продаваться на специальном онлайн-маркетплейсе

Обновлено в 14:30

Гражданские дроны будут продаваться на специальном онлайн-маркетплейсе
© BFM.RU

Для гражданских беспилотников разработали собственный маркетплейс. На нем можно будет не только купить или арендовать дроны, но и заказать конкретную услугу. Демоверсию нового сервиса представила Государственная транспортная лизинговая компания на выставке «Транспорт России».

На маркетплейсе будут доступны разные типы беспилотников в зависимости от функциональности: аэрологистика, сельское хозяйство или мониторинг. Вместе с покупкой дрона покупателю предложат сразу поставить технику на учет, оформить страховой полис и другие документы. Из доступных моделей, представленных в демоверсии, были дроны самолетного типа «Геоскан 201» и «Геоскан 701», комплекс «Агримакс А30», Т-300 и другие.

Среди услуг, которые можно будет заказать, заявлены воздушное лазерное сканирование, магнитная съемка, аренда беспилотных комплексов, аэрофотосъемка, оценка состояния ЛЭП, тепловизионная съемка, 3D-модели территорий.

Сейчас гражданские дроны продаются и на обычных маркетплейсах, однако в сегменте B2B специального магазина-агрегатора очень не хватало, говорит основатель и руководитель Центра беспилотной авиации Максим Кондратьев:

Максим Кондратьев основатель и руководитель Центра беспилотной авиации «Сама идея маркетплейса великолепная, потому что сейчас маркетплейсы, которые продают дроны, — это общественные маркетплейсы, которые в основном используют физические лица. Дроны покупают только в развлекательных целях, например для фото- и видеопродакшена для соцсетей. Ключевой фактор в данном случае — минимальная цена физическими лицами при покупке дронов. Для сегмента B2B как раз, наоборот, важный фактор — функциональность, технические характеристики, стоимость эксплуатации. Бизнес готов переплачивать за широкую функциональность и технические характеристики. И как раз для сегмента B2B пока нет полноценного маркетплейса. Есть только магазины самих производителей и их представителей, ну или импортеров этих решений из других стран. Покупателю из сегмента B2B приходится посещать кучу сайтов, делать сравнительные характеристики самостоятельно. Важная особенность приобретения дрона для бизнеса — то, что продавцы зачастую завышают характеристики в своих рекламных материалах, что усложняет и увеличивает по времени срок покупки. Покупателю необходимо приехать, лично проверить, что приобретаемая техника соответствует заявленной спецификации. Если маркетплейс, помимо агрегации всех производителей, возьмет на себя функцию именно контроля соответствия этих технических характеристик, то это будет бесспорное конкурентное преимущество. Предполагаю, что новый маркетплейс будет иметь эксклюзивные условия ценообразования, отличающиеся от других. Соответственно, цены будут несколько ниже рыночных. Плюс дополнительные условия по рассрочкам, по лизингу, по схемам приобретения, аренды и прочих финансовых инструментов».

Затраты на создание маркетплейса разработчик не раскрывает, срок полноценного запуска — в 2024 году. Маркетплейс послужит инструментом исполнения госзаказа, уточнили в Государственной транспортной лизинговой компании. Минпромторг ранее оценивал объем госзаказа на дроны до 2026 года в 100 млрд рублей.

О том, как будет выстроена работа с бизнесом, говорит генеральный директор «Геоскана» Алексей Юрецкий:

— Перед ними стоит очень непростая задача — собрать пожелания заказчиков, которыми выступят госкорпорации, регионы. И это те заказчики, которые могут не знать полной информации о беспилотниках, о том, какие они есть, для чего они могут использоваться, сколько они стоят и чем они отличаются между собой. Поэтому одна из задач, которая ляжет на ГТЛК в этой связи, — просветительская функция. То есть нужно сообщить, донести до пользователя будущего, что же они могут получить. Поэтому в этой логике я считаю, что создание такого маркетплейса строго обязательно. ГТЛК должна будет заключить с поставщиками договоры. Наверное, на основе этих договоренностей уже появляется какая-то гарантия, грубо говоря, качества, возможности поставки этих типов. Но если говорить о рисках монополизации, непонятно, монополизации чего, потому что еще раз, ГТЛК уже назначена единственным поставщиком в рамках гражданского госзаказа, то есть она выступает как оператор и выпускает лизинговую программу для заказчиков. Это не то что монополизация, это механизм, который предложен государством для реализации нацпроекта.

— А ценообразование?

— Как я понимаю, оно будет разрабатываться ГТЛК совместно с производителями и с участием в том числе ФАС, которая призвана контролировать и проверять структуру цены.

Ранее президент России утвердил стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года, он поручил подготовить план государственного гражданского заказа на отечественные дроны.