«Ведомости»: Роскомнадзор требует маркировки рекламы в запрещенной Instagram

Роскомнадзор требует от блогеров маркировать рекламу в Instagram, притом что эта соцсеть заблокирована в России, а компания Meta, которой она принадлежит, признана экстремистской организацией и запрещена в стране. Как пишет газета «Ведомости», в письме Роскомнадзора в ответ на запрос от Ассоциации блогеров и агентств сказано, что рекламодатели, которые дают деньги владельцам аккаунтов в Instagram, «поддерживают интерес к заблокированному ресурсу». А отсутствие маркировки на рекламе предоставляет этой соцсети «неконкурентное преимущество».

«Ведомости»: Роскомнадзор требует маркировки рекламы в запрещенной Instagram
© BFM.RU

При этом еще год назад в Антимонопольной службе, отвечая на один из запросов участников рынка, заявили, что маркировка в Instagram не нужна. Поскольку доступ к нему в России ограничен, то и размещенная там реклама не распространяется на территории страны. Это мнение служба подтвердила и в минувшем августе. О том, кому верить, рассуждает руководитель практики «Антимонопольное право и государственный заказ» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Артем Константинов:

— ФАС рассматривает дело, непосредственно касающееся рекламы. Она рассматривает, есть ли пометка «реклама», есть ли ИНН и сведения о рекламодателе. И откровенно рассматривают другие дела, есть ли токен, передана информация в [реестр]. Поэтому получились две противоречивые правовые позиции, хотя обе на самом деле верные. Отчего это? В ее функцию входит контролировать всю интернет-рекламу на территории России, у ФАС же несколько другая функция, она контролирует исполнение закона о рекламе, то есть пометки, что это реклама. Но кто из них прав, понять невозможно в настоящий момент. Почему? Потому что Meta формально запрещена, она выведена фактически из-под юрисдикции РФ, о чем ФАС и написала. Тогда как Роскомнадзор хочет контролировать все абсолютно и вынес такую позицию. Пока они не договорились, и у ФАС есть мнение, что в дальнейшем это будет решать суд. Как в суд пойдут первые системные дела, кто будет обжаловать отсутствие маркировки в Instagram, как суд решит, это и сформирует единую позицию. В настоящий момент предполагаю, что больше права антимонопольная служба. Почему? Потому что действительно Meta в России запрещена, а сейчас мы находимся в состоянии неопределенности.

— Роскомнадзор и просматривает страницы, и за это наказывает.

— Чаще всего все равно дела о рекламе идут вначале в антимонопольную службу, она уже в дальнейшем отправляет либо не отправляет в Роскомнадзор.

Закон о маркировке рекламы в интернете действует с сентября 2022 года. Согласно ему, на каждой рекламной публикации в Сети должна стоять соответствующая пометка — слово «реклама», название компании-заказчика, а также цифровой код — он же токен. Сведения о каждом рекламном посте или баннере владелец страницы должен сам регулярно предоставлять Роскомнадзору для внесения в Единый реестр рекламы в интернете. С 1 сентября начала действовать система штрафов за отсутствие маркировки — до 100 тысяч рублей для физлиц, до 200 тысяч рублей для ИП и полумиллиона для юрлиц. Но вопросов еще очень много, особенно в Instagram, говорит основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door Алексей Пак:

Алексей Пак основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door «Там работали по-разному, кто-то включал маркировку в законе о рекламе, кто-то не включал. Более-менее крупные бренды по какой-то причине продолжали делать рекламу в Instagram. Крупные федеральные бренды, по крайней мере те, за которыми я слежу, в Instagram больше не рекламируются. Они могут что-то выложить из своего контента, но они перестали закупать платную рекламу. Малый и средний бизнес продолжают эту историю активно, и там встают еще два вопроса. Первый вопрос — это как регистрировать сторис, потому что они исчезают, и вообще нужно ли это делать или нет? Как это будет доказываться, какая будет судебная практика в рамках того, если кого-то захотят оштрафовать за рекламу в сторис? В постах, в рилсах все проще, потому что, если ты их не удаляешь специально, они присутствуют в социальной сети. Второй момент, если мы говорим про какой-то бэклог, Instagram не хранит в России на серверах информацию, соответственно, государство или госорганы никак не взаимодействуют. По идее, если приходит запрос, можно удалить пост, и потом вопрос встает, будет ли это считаться в суде, так как никакой информации нет. Реально ли был он выложен или нет, с помощью современных технологий нафотошопить можно все что угодно. Для блогеров и для каналов закон о рекламе как был изначально геморроем, так и остается, они должны самостоятельно заниматься этим вопросом. Хотя надо отдать должное, материалов уже много, и много компаний и рекламных агентств уже спокойно выполняют эту историю. Да, у тебя безумная бумажная волокита, у тебя дополнительные расходы на то, чтобы соблюдать закон о рекламе, но плюс-минус часть рынка уже адаптировалась к новой реальности».

В марте 2022 года, когда в России признали Meta экстремистской организацией, юристы и эксперты переживали, что за рекламу в Instagram и Facebook (запрещена в России, принадлежит Meta) могут ввести уголовную ответственность.

Речь шла о статье «финансирование экстремистской организации» за отчисления площадке. За полтора года таких дел так и не было заведено: блогеры и рекламодатели перешли на прямые расчеты, а из соцсетей пропала таргетинговая реклама.