РКН выступил за маркировку рекламы в Instagram

Роскомнадзор требует маркировать рекламу в Instagram, несмотря на то, что эта соцсеть заблокирована в России, а компания Meta, которой она принадлежит, признана экстремистской организацией и запрещена в стране. Об этом пишет газета «Ведомости». Блогер, модель Диана Ахметвалеева оформлена как самозанятая. В ее блоге в Instagram 77 тысяч подписчиков. По словам Дианы, она старается работать по правилам, но пока не все ее заказчики просят маркировку:

РКН выступил за маркировку рекламы в Instagram
© BFM.RU

Диана Ахметвалеева блогер, модель «В Instagram мы только начали это делать, долго не понимали, как это делает система, у меня это полностью это делает мой маркетолог. Все это проходит по самозанятости. Честно скажу, сильно еще не вникала, потому что не так много заказчиков было, которые действительно это требовали. Даже если мы не делаем какую-то рекламу на коммерческих условиях, мы должны, даже отмечая какого-то друга в сторис, тоже это маркировать. То есть эта система действительно сломала нашу обыденную жизнь, как говорится, то есть то, к чему мы привыкли. И с этим немножко тяжеловато».

Закон о маркировке рекламы в интернете действует с сентября прошлого года. Согласно ему, на каждой рекламной публикации в Сети должна стоять соответствующая пометка — слово «реклама», название компании-заказчика и цифровой код — он же токен или ERID. Сведения о каждом рекламном посте или баннере владелец страницы должен сам регулярно предоставлять Роскомнадзору для внесения в Единый реестр рекламы в интернете.

Когда Meta признали в России экстремистской организацией, юристы и эксперты переживали, что за рекламу в Instagram и Facebook могут ввести уголовную ответственность. За полтора года таких дел не было возбуждено: блогеры и рекламодатели перешли на прямые расчеты. Но если токены станут массовыми, остается неясным, не возникнет ли вопросов у самой площадки к блогерам, которые публикуют такую информацию? Пока прецедентов, по словам блогеров, не было.

Соцсеть вроде бы заблокирована, но РКН за ней все же, похоже, следит. С 1 сентября этого года начала действовать система штрафов за отсутствие маркировки — до 100 тысяч для физлиц, до 200 тысяч — для ИП и 0,5 млн — для юрлиц.

Большие бизнесы рекламу в Instagram последние полтора года не покупают. Все ушло в Telegram. По ощущениям экспертов, реклама в Instagram сильно упала. Почему именно сейчас встал вопрос о том, что ее тоже надо маркировать, непонятно Валентину Петухову — блогеру, основателю ютьюб-канала Wylsacom. Он и его команда не публикуют рекламу в этой соцсети с прошлого года:

— Я так полагаю, что если есть какая-то реклама, то это теневые процессы — букмекеры, казино, какие-то серые схемы, и они вообще, в принципе, не маркируются. Я бы предложил Роскомнадзору озадачиться рекламой букмекеров в интернете. На мой взгляд, это куда большая проблема, чем маркировка рекламы.

— Я говорил с юристами. Они отмечают, что сейчас в судах начинаются дела по маркировки рекламы в Telegram. Предрекают, что скоро будет то же самое с Instagram.

— Мне кажется, что это не очень большая волна, если говорить про Instagram, потому что в целом, если мы говорим про физлицо, там штраф не очень большой. И даже для юрлица он не очень большой. В законе есть очень странное требование: каждый месяц обновлять данные о вышедшей рекламе, и многие заказчики сейчас просят просто удалять уже вышедшую рекламу. Это ноу-хау, которое еще недавно никто даже представить не мог.

Опрошенные радиостанцией блогеры говорят: внесение в реестр и получение так называемых ERID-ов — токенов — это, конечно, дополнительная работа для менеджеров, но в целом процесс организован достаточно понятно.