Войти в почту

Путь на Эльгу: Группа компаний "ЭЛСИ"  решила разделиться на два успешных предприятия

На прошлой неделе заметным событием российской угольной отрасли стало разделение активов группы компаний "ЭЛСИ", входящей в первую тройку российских угледобывающих предприятий по объемам добычи и транспортировки угля, на две самостоятельные угледобывающие компании: дальневосточную "Эльга" и сибирскую "Сибантрацит".

Путь на Эльгу: Группа компаний "ЭЛСИ"  решила разделиться на два успешных предприятия
© Российская Газета

В отрасли "Эльга" ассоциируется с прорывными темпами развития Эльгинского угольного месторождения, крупнейшего в мире месторождения премиального коксующегося угля, а также амбициозными перспективными и, что примечательно, реальными проектами. Один из реализуемых в последнее время, имеющих большое значение для развития дальневосточного региона, - Тихоокеанская железная дорога (ТЖД) от Эльги до побережья Охотского моря протяженностью 626 километров. О ее строительстве широкой общественности впервые стало известно осенью прошлого года, а на сегодняшний день она построена уже на треть. Сейчас работы по созданию порта Эльга на мысе Манорский в Хабаровском крае, куда будут направляться грузы по ТЖД, в самом разгаре.

Это особенно актуально, поскольку предприятия компании работают в Республике Саха (Якутия), Хабаровском и Приморском краях, в Амурской области. В Эльгинский угольный комплекс в Республике Саха (Якутия) входит группа компаний по добыче, обогащению, транспортировке и реализации высококачественных коксующихся углей премиального качества, что особенно ценно - с аномально низким содержанием серы и фосфора. Специалисты сравнивают Эльгинское месторождение с такими всемирно известными австралийскими месторождениями угля, как Гуниелла, Гордстон и Грегори.

Провозная способность Тихоокеанской железной дороги от Эльгинского угольного месторождения к порту Эльга вырастет с 30 до 50 млн тонн угля в год

Благодаря высокому качеству продукция Эльгинского угольного комплекса успешно конкурирует на мировом рынке. При этом подавляющая доля экспорта приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, что обусловлено выгодным географическим положением, развитием собственной логистической и портовой инфраструктуры.

"Сибантрацит" - еще одна уникальная компания с большой перспективой и обширными международными рынками сбыта. Она разрабатывает месторождения высококачественного антрацита, аналогов которому в мире нет. Подавляющая доля экспорта приходится на страны АТР, ключевые потребители - металлурги из более 48 стран мира. Ядро компании составляют ведущие угольные разрезы Новосибирской области, а также несколько перспективных предприятий на юге Кузбасса.

Суммарная годовая добыча предприятий сибирского дивизиона компании в 2022 году выросла на 8,8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составила около 24,5 млн тонн. Уровень добычи предприятий превысил свой исторический максимум, а инвестиции "ЭЛСИ" в развитие сибирского актива составили 15 млрд рублей.

Тандем дальневосточного и сибирского кластеров в рамках одной компании впечатлял, однако столкнулся с непреодолимым препятствием. И непреодолимым оно оказалось в буквальном смысле. Как отмечает Надежда Малышева, директор по развитию информационно-аналитического агентства "ПортНьюс", в течение года дефицит провозной способности железной дороги наблюдается на всех маржинальных направлениях экспорта. Эксперт подчеркивает, что для "ЭЛСИ" в ее прежнем составе структурная перестройка экспорта российского угля в восточном направлении, куда пришелся прирост мирового спроса на уголь, ограничение провозных мощностей стало определяющим в принятии инвестиционных решений в части угольной логистики.

"На фоне острого дефицита провозной способности Восточного железнодорожного полигона и западных санкций возможности сибирского дивизиона по вывозу своей продукции в структуре одной компании практически обнулились. В связи с этим разделение выглядит логичным шагом - каждая из структур по отдельности может рассчитывать на собственные квоты на вывоз угля", - говорит Малышева.

Тихоокеанская железная дорога строится ударными темпами. Фото: Пресс-служба компании "ЭЛЬГА"

До объединения "Эльгауголь" располагала собственными квотами на вывоз в восточном направлении. После того как активы "Сибантрацита" вошли в состав "ЭЛСИ", доступные к вывозу объемы фактически обнулились. Теперь же, после разделения активов, сибирские предприятия смогут вернуть свою "историческую" квоту, размер которой составлял около 10 млн тонн.

Переориентация огромной части грузопотока на восток превратила Восточный полигон РЖД в "лабиринт фавна" для каждого промышленника, чья логистика исторически опиралась на рынки АТР.

Поток желающих столкнулся с катастрофическим наплывом грузов, нехваткой квот, очередями и простоями.

Эта ситуация стала спусковым крючком в принятии решения о разделении активов двух успешно работающих угледобывающих компаний. Если вопрос вывоза огромных объемов (прогноз на этот год - 23 млн тонн угля с перспективой двукратного увеличения к 2025 году) с Эльгинского месторождения прямо сейчас решается созданием самой протяженной в РФ сети частных железных дорог, частью которой станет ТЖД, то сибирская компания оказалась в неразрешимой "квотовой" ситуации. Двадцать с лишним миллионов тонн добытого угля сами себя не только не вывезут, но и не получат необходимых квот в рамках одной компании.

Продажа угледобывающим холдингом "ЭЛСИ" его западносибирских активов, которые объединены в группу "Сибантрацит", выглядит логичным шагом с точки зрения долгосрочной стратегии развития холдинга, считают в Аналитическом центре ТЭК минэнерго (АЦ ТЭК).

Аналитики отмечают, что отгрузки на экспорт через северо-западные терминалы "Ультрамар", "Ростерминалуголь" в Усть-Луге, а также Мурманский морской торговый порт и южные порты (терминал "ОТЭКО" в Тамани) не могут компенсировать потери от отсутствия поставок в восточном направлении.

"Развивать новые добычные и логистические мощности в условиях роста долговой нагрузки нецелесообразно, поэтому холдинг и решил сконцентрироваться на развитии добычи в Якутии и Амурской области, а также транспортных проектах на Дальнем Востоке", - считает Сергей Дружинин, руководитель проекта департамента угольной промышленности АЦ ТЭК.

В конце прошлого года "Эльгауголь" объявила о завершении модернизации железнодорожного перегона Эльга - Улак. В результате пропускная способность железной дороги, по которой уголь попадает с месторождения на БАМ, выросла до 30 млн тонн готовой продукции в год.

До пуска новой транспортной ветки реальные возможности компании вывезти по восточному полигону были практически вдвое меньше, лишь 18 млн тонн, что стало триггером для строительства ТЖД.

После полноценного запуска ТЖД объемы добытого угля Эльгинского месторождения пойдут по новой магистрали, а высвободившиеся на БАМе мощности займет уголь "Огоджинской угольной компании", которая также входит в периметр компании. К 2025 году будет завершено строительство участка от Огоджинского угольного месторождения до станции Февральск.

Вид на Эльгинский угольный разрез с высоты птичьего полета. Фото: Пресс-служба компании "ЭЛЬГА"

У нового собственника сибирских активов "Сибантрацита" (им стало ООО "Башкирский промышленный холдинг") есть большие шансы отправлять продукцию в восточном направлении. Поскольку произошло разделение компаний, каждая из них может рассчитывать на определенное количество квот.

Акционеры ООО "УК "ЭЛСИ" приняли решение о продаже предприятий сибирского дивизиона инвестору ООО "Башкирский промышленный холдинг", чтобы сосредоточить все ресурсы на развитии Эльгинского угольного комплекса, рассказали в компании. Такая реструктуризация позволит сконцентрироваться на развитии Эльгинского угольного разреза и, в частности, собственных логистических мощностей.

Стратегией развития компании планируется довести добычу и переработку угля на месторождении до 50 млн тонн в год. Провозная способность Тихоокеанской железной дороги, которая связывает Эльгинское угольное месторождение с портом Эльга, увеличится с 30 до 50 млн тонн угля в год, а перевалочные мощности собственного порта Эльга в Охотском море в районе мыса Манорский Хабаровского края вырастут также с 30 до 50 млн тонн в год.

Помимо этого всестороннее развитие Эльгинского угольного комплекса продолжится. На прошлой неделе компания сообщила о том, что аэропорт Эльга принял первый рейс.

А ООО "Эльгауголь" получило разрешение на ввод в эксплуатацию второй очереди месторождения мощностью 45 млн тонн в год. Разрешение выдало министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия).

Очевидно, что после разделения оба предприятия оказываются в выигрыше. Первое сможет сконцентрироваться на развитии собственного транспортно-логистического кластера, второе получит возможности для обеспечения вывоза продукции по существующей инфраструктуре. Что, конечно, сыграет в пользу как угледобывающим бизнесам, так и позициям страны на мировом рынке металлургического угля.