Опрос РСПП: бизнес справился с санкциями
Обновлено 22 ноября в 11:03
Как следует из опроса, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), большинству российских компаний удалось адаптироваться к санкциям и найти новых поставщиков оборудования, комплектующих, сырья и материалов, сообщает «Коммерсантъ».
Если в прошлом году о критической потребности в замещении продукции сообщали почти 30% предпринимателей, то в этом году гораздо меньше: около 3% испытывают проблемы с закупкой сырья и примерно 15% — с закупкой оборудования.
В большинстве случаев у бизнеса получилось перейти на отечественное сырье, материалы, услуги и программное обеспечение. Что касается оборудования и комплектующих, в основном компании сменили зарубежных поставщиков. Некоторым даже удалось выстроить поставки из недружественных стран. О том, насколько удалось адаптироваться к санкциям, спросили у представителей бизнеса.
Президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев:
«В нашем сегменте как такового санкционного режима не было, пищевая отрасль под санкции не попала, поэтому нам было легче. Нас коснулась проблема с переводами из России, потому что многие компании европейские опасаются по тем или иным причинам принимать переводы из России. Определенный круг проблем в этом есть, но это было решено путем открытия счетов в третьих странах, и проблема на 90% снята. Второй момент — это определенные санкции, которые были наложены на определенные таможенные коды оборудования: одинаковый таможенный код может быть на трубах или емкостях, предназначенных для производства шоколада и для нефтегазовой промышленности. Если рассматривать отдельные единицы оборудования, то у нас случайно тоже начало что-то попадать под санкции. Но это тоже решаемый вопрос, потому что ты отдельные единицы не везешь, а везешь в составе линии, а у полной линии меняется назначение, таможенный код на оборудование для соответствующей кондитерской отрасли. Еще до всех санкций было понятно, что европейское оборудование сильно дороже, чем оборудование, произведенное в других странах, и мы начали плавный переход, который только ускорился после введения санкций, на производителей оборудования внутри России, в Китае, в Турции».
Генеральный директор Finn Flare Ксения Рясова:
«Мы просто ничего не возили из Европы, мы возили через Европу. И весной 2022 года я думала, что буду банкротом, потому что все контейнеры стояли на территории Китая три месяца, на территории Германии, лежали в Бангладеш, их не хотели везти. Это был ад, мы его разрулили, спасибо компании FESCO, она очень быстро отреагировала: мы везли контейнер в Корею, там перекладывали из одного контейнера в другой, потом везли его во Владивосток, это было операцией по спасению груза компании. Все счастливо решилось, мы в июле 2022 года получили последний контейнер, который был готов к отправке, загружен на судно 24 февраля. Сейчас мы не имеем никаких проблем, логистическое плечо стало быстрее, дешевле, и конкретно у компаний, которые работают в Юго-Восточной Азии, проблем нет. Аналогичные проблемы с банками: когда все хотели доллары, индусы не хотят ни в какую брать рупии, в том числе Бангладеш, с Китаем все проще. Все перестроились, индусы счастливо берут юани РНБ, рупии они по-прежнему брать не хотят, но все работает как часы».
Собственник калужского ликеро-водочного завода «Кристалл» Павел Победкин:
«На сегодня самые успешные группы, в которых мы работаем, это ликерная, сливочные ликеры, группа биттеров, которые производят замену иностранных аналогов, это группа аперитивов, в том числе тех, которые заменяют дорогие иностранные аналоги, их очень много. Идет развитие в других алкогольных группах тоже очень активно. Что касается сырья, основная сырьевая база алкогольной продукции — бутылка, пробка, этикетка, коробка — все производится в России преимущественно из российского сырья. Производители данных компонентов адаптированы на сегодня, еще в прошлом году все адаптировано было. Что касается ингредиентов, имею в виду ароматизаторы и прочее, действительно, была определенная доля европейского сегмента, но на сегодня огромное количество поставщиков со всего мира, которые с удовольствием замещают их. Это и Белоруссия, и Китай, и Индия, здесь вариантов огромное количество, и на сегодня никаких недостатков от европейских санкций мы не испытываем. Как только возникнут проблемы с доставкой, с использованием, мы перейдем, у нас сейчас огромное количество предложений со всего мира».
Генеральный директор группы компаний «Русит» Дмитрий Филиппов:
— На начальном этапе, когда началась СВО, сразу возникло колоссальное количество проблем. Пара контейнеров шла из Южной Кореи, дошли до нас с проблемами, вместо стандартных 40 дней, по-моему, шли три-четыре месяца. На сегодняшний день мы перестроились, поставки идут из Китая, Ирана, Узбекистана, если брать исходное сырье. В России какую-то часть сырья начали производить, к сожалению, пока еще не весь ассортимент, но какие-то позиции уже есть, которые можно использовать в производстве. Наибольшие проблемы возникают с оборудованием. К сожалению, не все оборудование нужного качества производят в Турции, Китае. Есть европейское оборудование очень высокого качества, которое очень хочется иметь, но на сегодняшний день это сопряжено с проблемами — и логистическими, и платежными, и с обслуживанием.
— Остались поставки из недружественных стран?
— С большими крюками идет сырье из Греции. Оно идет через Турцию, сроки поставок из Греции увеличились, наверное, недели на три, и цена логистики увеличилась где-то на 30%. Директор компании «Промет», производящей сейфы, металлические изделия и медицинское оборудование, Алексей Петров:
«Конечно, по-прежнему сохраняется основная проблема с комплектующими для оборудования, в свое время поставленного из Европы. Тут, к сожалению, существуют и большие проблемы. А новое оборудование, большинство производителей переориентировалось на поставки либо из Азии, либо из Турции, и удалось найти хорошую замену. В том числе компания занимается поиском альтернативного оборудования, и с этим мы справляемся. Заказы сейчас очень хорошие. То есть практически все промышленные предприятия загружены очень хорошо, и это в том числе сказывается на металлообработчиках, выпускающих продукцию для промышленных предприятий. Тут разные комплектующие, разная ситуация. Скажем так, в области сейфовой продукции были бренды, связанные именно с тем, что эта продукция сделана в Германии. И найти альтернативу сложно. С другой стороны, я могу сказать, что европейская экономика также испытывает проблемы. Например, наш поставщик замков сейчас собирается изменить свою прописку и перенести производство в Мексику. Ну и бренд Made in Меxico, на мой взгляд, звучит не лучше, чем Made in Тurkey или Made in какая-то другая страна. Поэтому мы серьезно задумываемся о производстве замков в России. К сожалению, не все комплектующие удается заменить на 100%, то есть что-то приходится завозить параллельным импортом. Но это проблема сложная, но в большинстве своем идет переориентация прежде всего на азиатские рынки, на азиатских поставщиков».
Более половины из 150 опрошенных РСПП крупных и малых предприятий сказали, что одна из главных проблем с переходом на отечественную продукцию заключается в том, что часто российские аналоги просто отсутствуют или их качество заметно хуже. А при сопоставимом качестве российская продукция оказывается дороже импортной.