В Татарстане начали производить материнские платы

В Лаишевском районе республики появилось крупнейшее в России предприятие по изготовлению сердцевины для огромного количества устройств. Заодно там будут производить и ноутбуки для розничной торговли. Корреспондент "РГ" выяснил, как проверяют технику на прочность и почему мы не можем уйти от Китая в производстве комплектующих.

В Татарстане начали производить материнские платы
© Российская Газета

Свыше восьми тысяч квадратных метров площади, два миллиарда рублей инвестиций и 400 новых рабочих мест. Все это один из крупнейших в России заводов по поверхностному монтажу электронных печатных плат и производству вычислительной техники.

Проще говоря, группа компаний ICL в Лаишевском районе будет собирать материнские платы, а также готовые компьютеры, ноутбуки, серверы, моноблоки, интерактивные панели, системы хранения данных и иную оргтехнику. До этого момента в Татарстане разрабатывали материнские платы, но печатали их по всей России. Это сказывалось на сроках сборки готовой продукции. Теперь же ICL может рассчитывать на себя.

- Это только первый шаг, - говорит гендиректор ICL Евгений Степанов. - За моей спиной стоят две автоматизированные конвейерные линии расчетной мощностью 300 тысяч плат в год. Но места на заводе достаточно, чтобы поставить еще две или три линии и увеличить объем производства до миллиона единиц.

Это удачный опыт государственно-частного партнерства. Иннополис построил само здание в Лаишевском районе в особой экономической зоне, а компания ICL заключила долгосрочный договор аренды помещения, закупила оборудование, обучила сотрудников.

- Данный проект - это обеспечение независимости нашей страны в области айти, - отметил глава региона Рустам Минниханов.

Но настолько ли Россия независима в области современных технологий, если большинство комплектующих для сборки все равно приходится ввозить из-за границы?

- Тут иллюзий быть не должно. Компонентная база, включая сами платы, на 90-95 процентов производится в Китае, - признался директор завода Игорь Веденеев. - Этого не надо стесняться. Уровень глобализации в радиоэлектронике таков, что сейчас ни одна страна в мире не сможет полностью обеспечить себя ни оборудованием, ни электронными компонентами.

Второй важный аспект - экономический показатель. Дело в том, что Китай производит оборудование и комплектующие для всего мира. Теоретически мы могли бы производить электронные компоненты в России. Но их себестоимость будет выше как минимум в десять раз. В таком случае очень сложно конкурировать, а возможно, и не нужно на данном этапе.

В компании отмечают взрывообразный спрос на отечественную оргтехнику. Поэтому ICL пришлось менять и стратегию развития. Если раньше бизнес строился исключительно на заказах для госсектора или крупных корпораций, в розничную продажу продукция не поступала, то в ближайшее время компания решила выйти и на массового потребителя. На отечественном рынке появится линейка ноутбуков под новым брендом Osio, в дальнейшем ассортимент оргтехники будет расширен. Вполне возможно, что именно поэтому и понадобился собственный завод по печати материнских плат.

В этих же стенах расположено производство самой оргтехники. Особое внимание уделяется качеству продукции. Лаборатория позволяет в сжатые сроки протестировать, что будет с техникой через 3-5 лет использования. К примеру, имеется специальный аппарат, который "наклоняет" экран ноутбука пять тысяч раз. И через каждую тысячу "поклонов" приходит специалист и фиксирует все изменения, которые произошли с компьютером.

Еще есть аппарат, имитирующий движение фуры по бездорожью, чтобы протестировать работу всех компонентов после доставки техники в отдаленные регионы страны. Имеется даже аппарат, который роняет компьютер с определенной высоты, чтобы определить слабые места в упаковке продукции.