Эксперты рассказали, как вести себя в черную пятницу

В этом году «чёрная пятница» отмечает в России 10-летний юбилей. Первая грандиозная распродажа состоялась 6 декабря 2013 года. Сегодня о «чёрной пятнице» знают практически все – рекламные билборды и проспекты, сообщающие о бешеных скидках, постоянно напоминают о распродаже года. Но так ли заманчивы все предложения и сколько россиян готовы потратить свои кровные в этот период? Ложный дисконт По данным недавнего опроса ВЦИОМ, с ноябрьской акцией в той или иной степени знакомы девять из 10 жителей нашей страны (92%). Впрочем, осведомлённость ещё не свидетельствует о желании совершать покупки. Более того, всё меньше россиян считают, что в эти дни реально можно сэкономить. «У меня в корзине на одном из маркетплейсов отложен стол. В конце лета он стоил 3200 рублей, сейчас в период распродажи – 4000 рублей», – рассказала нижегородка Мария Александрова. То, что многие продавцы действительно завышают первоначальную цену в «чёрную пятницу», не секрет. Таким образом создаётся ложное впечатление о скидке. Данные опроса ВЦИОМ подтверждают: потенциальные покупатели всё чаще сомневаются в выгодности предложений. Судите сами: 58% из числа осведомлённых о «чёрной пятнице» ответили, что ничего не покупают в эти дни. Ещё одни интересные данные: только каждый восьмой опрошенный разделяет мнение, что в «чёрную пятницу» почти все товары продаются с большим дисконтом (12%). По мнению каждого четвёртого, отыскать такие товары можно, но сложно – 25% опрошенных. Столько же (23%) придерживаются позиции, что скидок в «чёрную пятницу» нет. Особо недоверчивых среди россиян 15% – вместо обещанных скидок им видятся наценки. Кстати, больше верят в акции молодые люди, хорошо обеспеченные покупатели и предпочитающие интернет телевидению. Не замечают скидок или видят вместо них наценки преимущественно россияне старше 25 лет и со сложным материальным положением. В 2023 году в мире было зафиксировано больше 6 млн 230 тысяч фишинговых (ложных) страниц, имитирующих популярные маркетплейсы. Установили контроль Несмотря на то, что на распродажи многие смотрят скептически, всё же на некоторые товары действительно бывают реальные скидки. В крупных маркетплейсах рассказали, как регулируют цены в период распродаж. Так, на «Яндекс. Маркете» ещё в прошлом году ввели алгоритм, который позволяет выявлять предложения на площадке с необоснованно завышенными ценами, о чём впоследствии уведомляют продавца. В компании Wildberries внедрили алгоритм, контролирующий изменение скидок. Механизм запрещает продавцам указывать первоначальную стоимость товара выше той, по которой он продавался неделей ранее. Изменения направлены на борьбу с фейковым дисконтом. В Ozon сообщили, что ценообразование остаётся за продавцом, но вот за фактическим размером скидок в компании тщательно следят. «При расчёте скидки мы учитываем стоимость товара за последние 30 дней», – сообщается на официальной странице маркетплейса. Известные схемы И тем не менее эксперты призывают потенциальных покупателей взвешивать все за и против, прежде чем совершать покупки, потому что всегда найдутся продавцы, желающие обойти правила и алгоритмы, обмануть клиента и побольше заработать. К тому же именно в период распродаж появляются сайты-клоны, копирующие популярные торговые интернет-площадки или сайты известных брендов и интернет-магазинов. «Чтобы не остаться в «чёрную пятницу» без товаров и без денег, совершайте покупки только через домашнюю или сотовую сеть, а не через публичный Wi-Fi, где ваш платёж может быть перехвачен. Не сохраняйте данные своей платёжной карты на сайтах розничных магазинов. Для привязки, например, к аккаунтам маркетплейсов заведите отдельный счёт и специальную виртуальную карту к нему, чтобы переводить туда лимитированную сумму для покупок. Включите оповещения о покупках для всех ваших карт», – консультирует Сергей Кузьменко, руководитель направления информационной безопасности Центра цифровой экспертизы Роскачества. Кроме этого, специалисты Роскачества рекомендуют покупать товары только в надёжных интернет-магазинах. Обязательно сравнивать цены на товар, прежде чем приобретать его. Проверять реквизиты интернет-магазина перед покупкой. На мошеннических сайтах чаще всего указываются реквизиты физического лица, номер карты или электронного кошелька, соответственно, покупать что-либо на таком сайте не рекомендуется. Это будет добровольный перевод физическому лицу, и впоследствии вы вряд ли сможете вернуть свои деньги. Будьте внимательны к рассылкам. Как правило, основные каналы мошенников, занимающихся фишингом (охотой за личными данными и средствами), – это «письма счастья», приходящие в почту, мессенджеры и по СМС с обещанием огромных скидок. Переходить по таким ссылкам не следует. Сохраняйте бдительность, и тогда вы потратите свои кровно заработанные по назначению.