Как покупать на распродажах, чтобы не нарваться на обман: пять советов в киберпонедельник
Традиционно после «черной пятницы» магазины и торговые площадки устраивают акцию со скидками «Киберпонедельник». Официально в России «Киберпонедельник» в России проходит в последний понедельник января. Но многие продавцы проводят такую акцию и в ноябре.
В Роспотребнадзоре покупателям напоминают, что не все продавцы и маркетплейсы, устаривая скидки, ведут себя добросовестно. Они могут манипулировать ценами и пренебрегать правами потребителей.
Представители ведомства дали советы, как, заинтересовавшись скидками, не стать жертвой обмана:
1. Отказ от товара.
• Отказаться от любого товара «по акции» (кроме лекарств) после получения можно в течение 7 дней. При этом должен быть сохранен товарный вид.
2. Цена.
• Нужно выбирать продавца, который точно сформулировал цену и условия покупки товара «по акции» (количество, ассортимент, размер и др.).

3. Добросовестный продавец.
• На сайте или в приложении такой продавец обязательно указывает свои данные (название фирмы, адрес, режим работы, телефон, ОГРН, имя, ОГРНИП).
• Не приобретайте товар на малоизвестных вам сайтах (в приложениях). Изучайте отзывы о площадке.
• Не переходите по ссылкам от третьих лиц, которые приходят в мессендже, на почту, в соцсети. Это могут быть ссылки на фишинговые (подменные) сайты.

4. Некачественный товар.
• Потребитель имеет право на замену некачественного товара, и на перерасчет его стоимости (если такой исход устраивает больше), или вовсе – на отказ от товара и возврат его стоимости. Некачественный товар возвращайте сразу (чем раньше заявите о наличии недостатка в товаре, тем легче будет продавцу разобраться с этой проблемой).
• На маркетплейсах часто установлен свой алгоритм возврата товара. На некоторых сначала нужно оформить заявку через сайт или приложение.
5. Доставка.
• Продавец обязан указать стоимость всех своих услуг (а также услуг посредников) заранее. При возросшей стоимости доставки не оплачивайте товар, пока не выясните причины. Если информсирование о стоимости доставки было выполнено некорректно, возникшие убытки должен возместить продавец.
• Если товар не доставлен вовремя, вы можете назначить новый срок или потребовать вернуть предоплату. Поторопить продавца с доставкой можно, указав ему на право потребовать неустойку, напомнили в Роспотребнадзоре.