За рулем. Чем и как ИТ помогают перевозчикам грузов

Несмотря на то, что во многих сегментах грузоперевозок в России автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному, он с большим отрывом занимает лидирующее положение по такому показателю, как вес перевезенных грузов: по данным статистики, на его долю приходится 79% объема перевозок. Для сравнения: на долю железнодорожного транспорта приходится 10,6% от веса перевозимых объектов, на трубопроводный – 8%, а оставшуюся незначительную долю – чуть меньше 2,5% – делят между собой авиационные, морские и речные перевозчики.

За рулем. Чем и как ИТ помогают перевозчикам грузов
© It-world

Невзирая на такую явную доминанту в сегменте грузоперевозок, проблем в отрасли по-прежнему хватает. И, по версии экспертов биржи грузоперевозок ATI.SU, одной из самых острых и актуальных остается сильнейший кадровый голод, который со временем только усиливается.

По данным, приведенным в ходе конференции «Цифровизация транспорта ‘2023», дефицит водителей грузовиков, и в особенности большегрузов, – проблема общемировая: средний показатель составляет порядка 17%. В России же эта проблема еще более актуальна: за последние несколько лет дефицит шоферов, управляющих грузовыми автомашинами разных категорий, вырос до 26%, что существенно превысило средние показатели по миру. По данным на 2021 год, в российских компаниях число незаполненных вакансий водителей грузовиков достигало 800 тыс. Из-за этого, по данным официального сайта ATI.SU на октябрь 2023 года, около 10% грузовиков в отечественных автопарках простаивает без дела.

Крепче за баранку держись, шофер!

По данным статистики, которая была приведена на конференции «Цифровизация транспорта ‘2023», главным фактором, влияющим на безопасность участников дорожного движения, остается непредсказуемость поведения человека. Только в Москве по вине водителя или пешехода происходит 75% всех ДТП. При том, что за последние 10 лет в целом по России количество ДТП снизилось на 38%, статистика по аварийности коммерческого грузового транспорта выглядит далеко не столь радужной. Число ДТП с участием грузовиков постоянно растет, и они одни из самых тяжелых. Ежегодно в России регистрируется от 9 тыс. до 12 тыс. аварий с участием грузовых машин, что привело к травмам или смертельному исходу для их участников. При этом аварий, в которых, кроме самого транспортного средства, никто не пострадал, происходит на порядок больше.

Дмитрий РАКОВИЧ, директор по развитию Softlogic:«Имеющиеся проблемы подталкивают владельцев автопарков брать большее количество заказов и повышать объем грузоперевозок для получения прибыли. Водители не остаются в стороне – мотивация выстраивается таким образом, что они пренебрегают соблюдением режима труда и отдыха и проводят за рулем больше времени, чем установлено законодательно. Снижение внимания и усталость повышают риски аварий на дороге: по статистике, 8 из 10 аварий в РФ происходят по вине водителя, а случаи, когда водитель уснул за рулем, становятся не редкостью. Владелец автопарка вынужден думать о возмещении ущерба и компенсации рисков, связанных с не вовремя доставленным грузом. Вроде как безопасность водителей находится в приоритете, однако как понять и отследить возникающую ситуацию, когда водитель находится на дороге?».

Профессия дальнобойщика сегодня непрестижна, ответственность самого водителя высока, работа тяжела и связана с постоянным риском. В таких условиях транспортные компании просто вынуждены нанимать работников, чья квалификация явно недостаточна для того, чтобы водить грузовики и фуры, соблюдая все требованиям к безопасности вождения, а их личностные данные несовместимы с этой профессией. Но и водители с нужной квалификацией, если им приходится работать в несколько смен, если им не предоставляют достаточного для отдыха времени между сменами и долго не дают отпуска, будут делать гораздо больше ошибок на дороге. Порочный круг замыкается – такая кадровая политика, пусть и вынужденная, приводит к повышению аварийности с участием грузовиков. На машину надейся, а сам не плошай Как в сложившейся ситуации выйти из замкнутого круга? Ведь быстро ликвидировать такой серьезный дефицит водителей и насытить специалистами рынок труда не удастся. К тому же, по данным экспертов, зарплатные требования соискателей в этой сфере выросли за последние два года на 30–40%. По сведениям биржи ATI.SU, перевозчики уже готовы в качестве временной меры привлекать водителей из стран Средней Азии, отменив для них региональный патент. В долгосрочной перспективе для пополнения кадрового состава молодыми специалистами, считают эксперты, нужно вернуть соответствующую специальность в колледжи и техникумы. Но цена ошибки водителя, особенно водителя грузового транспорта, слишком велика для того, чтобы решить ее в течение нескольких лет. Опросы, проводимые компаниями, показали, что соискателей на эти вакансии интересуют сегодня не только и не столько высокие зарплатные ожидания, но и нематериальная мотивация, главный пункт которой – соблюдение режима труда и отдыха и ответственность работодателя за его нарушение. Ненормированный график, тяжелые условия труда, большие физические и моральные нагрузки – в таких условиях потерять бдительность на дороге и попасть в проблемную ситуацию очень легко. При этом сам водитель может не заметить, что уже так устал, что засыпает за рулем, или что состояние его здоровья дало вдруг резкий сбой. Либо может вести себя непрофессионально, создавая аварийную ситуацию: например, во время движения пользоваться смартфоном, курить, готовить еду. Распознать в режиме онлайн и учесть человеческий фактор, тем самым предотвратив связанную с ним автомобильную аварию, – все эти задачи сегодня с успехом берут на себя информационные технологии. При выборе системы ИТ-мониторинга транспортная компания или автопарк могут ориентироваться на целый ряд факторов, таких, как принципы работы системы, «глубина» мониторинга состояния водителя, его поведения и качества вождения, ценовая политика поставщика, и многие другие. Кадры рулят Сложившаяся в таких экстремальных и жестких условиях кадровая политика транспортной компании может быть чересчур лояльной и привести к тому, что на вакантное место водителя будет зачислен человек абсолютно неподходящий. Например, его манера вождения отличается неаккуратностью и даже опасна, но он не видит ничего страшного в нарушении ПДД и неоднократно попадает в ДТП по своей вине, агрессивно проявляет себя в социуме. Случается, что в анамнезе имеются психические заболевания, водитель находится под следствием и т. д. И выявить все это, построив по возможности наиболее здоровую кадровую стратегию, во многом помогают системы мониторинга на базе ИИ. Их наличие позволяет транспортной компании взять водителя на вакантное место практически сразу же, составить его наиболее полный цифровой профиль, установить испытательный срок, в течение которого оцениваются реальный уровень, качество его работы и профпригодность в целом, сократить буквально до нескольких дней либо вовсе избавить от прохождения ненужных ему стажировок и различных тестов офлайн. К примеру, в рамках конференции «Цифровизация транспорта ‘2023» был представлен ‘ProDrive.ID’ – ИТ-сервис проверки и подбора водителей для грузового транспорта. Все данные о водителе, необходимые для составления его цифрового профиля, ‘ProDrive.ID’ получает из доступных открытых источников. В их числе фотографии (всего две), анкетные данные, удостоверяющие личность документы, данные из баз ГИБДД, ФССП и т. д., мобильная телематика с датчиков смартфона водителя, телематические данные автомобиля, а также данные из системы мониторинга усталости водителя. Все они анализируются по 140 критериям. С использованием технологии психопрофилирования формируется цифровой риск-профиль водителя и проводится точная оценка его потенциального поведения в различных ситуациях и физических состояниях. Взгляд в будущее: оттеснят ли роботы человека от управления транспортом? Многие эксперты считают, что будущее автомобильных перевозок, в том числе и коммерческих, которое обеспечит ИИ, – за беспилотным вождением. Именно минимизация человеческого фактора позволит снизить аварийность и конфликтность на дорогах, сделать движение более предсказуемым и, что не менее важно, комплексно сократить затраты на эксплуатацию подвижного состава и ремонт инфраструктуры. Неслучайно, гласят данные маркетингового агентства CB Insight, технологии автономного вождения разрабатывают 140 компаний из разных стран, и к концу текущего года число выпущенных беспилотных автомобилей достигнет 745 тыс. Рэймонд Курцвейл (Raymond Kurzweil), технический директор в области машинного обучения и обработки естественного языка в компании Google, изобретатель и футуролог, вообще уверен в том, что уже к 2030 году вождение будут осуществлять интеллектуальные ИТ-системы, а людям больше не разрешат садиться за руль, из-за чего ДТП и смертность в них резко сократятся. Уже сегодня в России пилотируется ряд проектов автономного транспорта на базе ИИ, в том числе в сегменте грузоперевозок. Среди них тестовый проект КАМАЗа по беспилотной доставке грузов из Санкт-Петербурга в Москву по трассе М-11, запущенный в середине июня текущего года, роботы-доставщики «Яндекса» и ряд других. Оппоненты сходятся во мнении, что делать ставку на беспилотный транспорт пока еще рано – в ближайшие годы его доля на рынке грузоперевозок вряд ли превысит 20%. Кроме того, с массовым внедрением беспилотных технологий, которые решат одни проблемы, неизбежно возникнет ряд других. К примеру, обеспечение информационной безопасности ПО и баз данных – наиболее привлекательных целей для мошенников. Вторая, не менее важная, – этические проблемы использования ИИ, установка единых моральных критериев, которым должен следовать ИИ при управлении автомобилем и разрабатывать которые должен именно человек. Более актуальными трендами использования ИТ в сегменте коммерческих перевозок, прогнозируют аналитики, станет дальнейшее развитие систем мониторинга и их более массовое внедрение. Уже сегодня, по данным Минтранса, установка систем контроля усталости водителя позволяет снизить аварийность на 23%. В будущем такие системы позволят собирать и анализировать максимально полные и достоверные данные о состоянии водителя на дороге, более точно составлять и оценивать его цифровой риск-профиль, а также учитывать более широкий спектр факторов, от которых зависит эффективность и безопасность автомобильных перевозок в целом и сегмента грузового транспорта в частности. Кроме того, в Государственной Думе сегодня проходит предварительное рассмотрение законопроект № 232858-8 «О внесении изменений в ст. 2 и 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения», внесенный около года назад. Он предусматривает установку систем контроля усталости водителя в обязательном порядке.