В России появились критерии нефинансовой отчетности корпораций. Что это такое и зачем нужно?

В нефинансовой отчетности компании рассказывают о результатах своей работы, которые не входят в обычные финансовые отчеты, но много значат для общества. Сюда относится влияние на природу, благополучие сотрудников, потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон, социальные и культурные процессы, взаимодействие с государством, соблюдение этических норм и другие. Также в таких документах отражены достижения компании в области корпоративной социальной ответственности. Грубо говоря, в нефинансовой отчетности компания рассказывает людям о работе в сфере устойчивого развития, или так называемого ESG.

В России появились критерии нефинансовой отчетности корпораций. Что это такое и зачем нужно?
© Российская Газета

Недавно Минэкономразвития подготовило рекомендации по подготовке таких документов. На их основе будет создан российский стандарт отчетности об устойчивом развитии, который позволит систематизировать эти данные. Компаниям рекомендуют раскрывать целых 44 экономических, экологических, социальных, управленческих показателя. Среди них доля российских товаров в общем объеме закупок, объем закупок у малого и среднего бизнеса, связанных с достижением технологического суверенитета инвестиции. Также среди них траты на научные исследования, производительность труда, "зеленые" инвестиции.

К экологическим параметрам, например, относятся объем использованной воды, выбросы загрязняющих веществ и углекислого газа, траты на охрану окружающей среды. Социальные показатели включают в себя, например, расходы на зарплату сотрудников, на социальные и медицинские мероприятия для работников и их семей, число пострадавших при несчастных случаях на производстве. Среди управленческих параметров - политика по устойчивому развитию, число заседаний совета директоров и коэффициент их посещаемости, участие в рейтингах ESG, зафиксированные случаи нарушения прав малочисленных народов, доля женщин-руководителей.

Министерство советует показывать в документе изменение показателей за период не менее трех лет. Это покажет, как изменялись те или иные параметры и что сделала компания, чтобы улучшить, например, отношение к экологии.

Основные тезисы из критериев нефинансовой отчетности корпораций в России

Крупные компании стараются максимально полно отразить в нефинансовых отчетах свою работу по устойчивому развитию. Они включают, в частности, информацию о соблюдении прав человека и деловой этике, охране труда и противодействии коррупции, экологической ответственности и ответственности перед обществом, о научной работе и вкладе в технологическую независимость России.

Так, например, отчет "Роснефти" за 2022 год включает девять глав и раздел с примечаниями, охватывающих широкий круг вопросов. На более чем 230 страницах корпорация рассказала о том, как укрепляла свой статус лидера "зеленой" повестки среди российских нефтегазовых компаний. Из документа можно узнать, как корпорация снижает углеродные выбросы, какие проекты реализует для рационального использования попутного нефтяного газа, как она приумножает природные богатства и какие ведет научные исследования в Арктике.

Отчет за 2022 год компании "Металлоинвест" рассказывает о ее корпоративной культуре, создании комфортных условий работы для сотрудников, заботе компании об окружающей среде, инвестициях и развитии промышленного туризма на предприятиях холдинга. Так, например, компания развивает "зеленую" металлургию, ведет собственные исследования и научные разработки, инвестирует в социальные программы.

Мировые практики

Предоставление нефинансовой отчетности очень важно для корпораций и инвесторов во всем мире. Так, например, крупный инвестиционный фонд Blackrock в 2020 году опубликовал предупреждение советам директоров компаний. В нем говорилось, в частности, что фонд готов привлекать к ответственности компании и правление, которые раскрывают мало информации об устойчивом развитии и ничего не делают в этом направлении.

Сейчас в мире существует пять основных структур для создания таких отчетов. Так, цели устойчивого развития ООН сосредоточены на глобальных проблемах, например, бедность и голод, Совет по стандартам бухгалтерского учета в этой сфере (SASB) сосредоточен на специфических правилах отчетности, а Совет по международным стандартам устойчивого развития (ISSB) вырабатывает общие стандарты раскрытия информации. Шире всего в мире используется Глобальная инициатива по отчетности (GRI), а информацией об изменении климата занимается отдельная Рабочая группа (TCFD).

Несмотря на большое внимание к этому вопросу, первые международные стандарты для климатической и ESG-отчетности вышли только в конце июня. Страны будут добровольно использовать их уже со следующего года.

Почему это важно

Публикация нефинансовой отчетности не является обязательной, но многие крупные компании все равно выкладывают ежегодные документы в общий доступ. Во-первых, это формирует имидж компании, ответственно относящейся к своим сотрудникам, к будущему и к экологии, а общество сейчас очень требовательно относится к крупному бизнесу с точки зрения его этичности и социальной ответственности. Во-вторых, так компания предстает перед клиентами и инвесторами более открытой и готовой к сотрудничеству. Кроме того, наличие такого документа является обязательным условием для полноценного участия в фондовом рынке. Например, многие инвестиционные фонды выбирают компании для инвестирования с учетом уровня их нефинансовой отчетности.

Подготовленные Минэкономразвития стандарты позволяют корпорациям составлять более понятные и эффективные отчеты, которые максимально полно рассказывают об их работе. Это необходимо как для самих компаний, так и для экспертов и государства. Например, такие данные можно использовать для подготовки системных аналитических документов о состоянии той или иной сферы жизни государства. Такие сведения нужны для принятия ежедневных решений и правительству, и другим компаниям, и гражданам.

Помимо перечисленных причин, подготовка и публикация нефинансовой отчетности - очень полезные инструменты для самой компании. Они позволяют взглянуть на свою работу объективно, обобщить информацию за год или несколько лет, посмотреть, насколько эффективно развивается та или иная сторона бизнеса, определить его сильные и слабые стороны и пути развития.