СП: авиакомпания "Аврора" не выполнила более 1,5 тысячи запланированных рейсов

Авиакомпания "Аврора" не выполнила более 1,5 тыс. запланированных рейсов в 2022 году, выявили аудиторы Счётной палаты. Причина в недостатке ресурсов авиакомпании, но на других перевозчиков перераспределить субсидии невозможно. Эксперты считают, что нужно упростить требования к малой авиации, чтобы снизить издержки таких рейсов.

СП: авиакомпания "Аврора" не выполнила более 1,5 тысячи запланированных рейсов
© Российская Газета

В проверяемом периоде государство субсидировало маршруты, которые на протяжении ряда лет обеспечивали устойчивый пассажиропоток на коммерческой основе. Однако аудит показал, что это не способствует развитию новых социально значимых маршрутов.

По условиям отбора, в составе учредителей или акционеров должны присутствовать представители двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ (ДФО). Указанным условиям отбора соответствует только АО "АК "Аврора", при этом перевозчик не выполняет установленное количество льготных рейсов по отдельным маршрутам, что не позволяет обеспечить необходимый уровень доступности льготных авиаперевозок для населения. Так, в 2021 году по отдельным маршрутам компания не выполнила 327 рейсов, в 2022 году - 1 516 рейсов.

"У региональных перевозчиков достаточно много проблем, которые касаются не только летного парка: нехватка пилотов, старые аэродромы и посадочные полосы и многое другое, - рассказывает профессор кафедры корпоративной экономики Поволжского института управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС Екатерина Авдеева. - Чтобы увеличить количество полетов внутри региона, необходимо увеличение кадрового состава. Решением данной проблемы может стать специфический вид лизинга - "мокрый".

Его особенность состоит в том, что самолет берется в аренду вместе с экипажем. Передача судна от одного перевозчика другому осуществляется с экипажем, страхованием и техобслуживанием. Это позволяет более мобильно использовать парк самолетов, особенно в периоды сезонных взлетов и падений спроса. Однако данный вид лизинга не рассматривается в законодательстве РФ. При этом именно он широко используется в других странах, поскольку позволяет удерживать норму рентабельности с помощью гибкого перехода техники на участок рынка с более высоким спросом, отмечает эксперт.

Из-за того, что авиакомпании не удалось выполнить обязательства по открытию продажи билетов на 2023 год по специальным тарифам на значительное количество рейсов, воздушные перевозки пассажиров по социально значимым маршрутам ДФО были ограничены. В результате счётная палата подготовила предложение по исключению требований к участнику конкурса о наличии в составе его учредителей или акционеров представителей двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в ДФО.

"Сегодня рынок ограничен только объемами предоставляемых государственных субсидий, а не объемами платежеспособного спроса. Из-за этого многие удаленные населенные пункты оказались в условиях транспортной недоступности, - комментирует председатель экспертного совета при межфракционной рабочей группе по развитию малой авиации Владислав Даванков. - В рамках межфракционной рабочей группы готовятся законопроекты по специальному регулированию малой авиации, что позволит устранить существующие административные барьеры, обеспечит инвестиционную привлекательность малой авиации и даст стимул к развитию отрасли за счет частных инвестиций".

Ежегодное увеличение объемов финансового обеспечения программ субсидирования из федерального бюджета позволяет увеличить объемы авиаперевозок населения по тарифам значительно ниже экономически обоснованного уровня. Так, количество пассажиров, перевезенных по льготным тарифам, увеличилось с 4,3 млн человек в 2021 году до 5,0 млн человек в 2022 году. При этом софинансирование из федерального бюджета местных авиаперевозок не предусмотрено, а поддержка местных перевозок осуществлялась за счет средств региональных бюджетов в объемах, не соответствующих фактической потребности.

"Выполнение даже единичных полетов в удаленные и труднодоступные населенные пункты сегодня зависит исключительно от выделения госсубсидий, - отмечает председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев. - Проведенные нами расчеты показали, что в случае устранения избыточных требований и введения саморегулирования воздушных коммерческих перевозок на легких воздушных судах себестоимость авиатранспортных услуг малой авиации снизится в 5-6 раз относительно существующего уровня. Это поможет сделать цену авиабилетов доступной для населения российских регионов".

Что касается аэродромной инфраструктуры, в 2022 году в эксплуатацию были введены объекты в Якутии, созданные в рамках реконструкции аэропортов малых воздушных линий в Сангаре, Хандыге, Депутатском и Белой горе. Однако государственный заказчик работ по реконструкции ФКУ "Ространсмодернизация" не передало объекты аэродромной инфраструктуры на баланс оператора аэропортов ФКП "Аэропорты Севера" для их закрепления на праве оперативного управления. Договоры на временную эксплуатацию также не были заключены. При этом оператор с начала 2023 года направил на содержание объектов инфраструктуры, созданных в рамках реконструкции указанных аэропортов, 17,9 млн рублей.

В то же время, проверка расходования средств федерального бюджета на цели развития регионального и местного сообщения показала следующее. В связи с ростом стоимости строительных ресурсов в 2022 году на цели увеличения цен контрактов на реконструкцию аэропортов малых воздушных линий были направлены средства резервного фонда. Решения ФКУ "Ространсмодернизация" о дополнительном авансировании таких контрактов, в том числе с низким уровнем производства работ, привели к росту дебиторской задолженности практически в 5 раз - с 2,6 млрд до 12,6 млрд рублей.

"Совершенно справедливо отмечается вопрос задержек с передачей готовых объектов эксплуатантам при сохранении расходов на их поддержание. При этом данная проблема должна решаться в области совершенствования нормативной базы, которая на сегодня, в отличие от других видов транспорта, не дает возможности временной эксплуатации аэродромов до полного завершения всех процедур приема-сдачи объекта", - отмечает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

Для развития аэродромного сектора в условиях бюджетных ограничений по поддержанию инфраструктуры целесообразно рассмотреть концессионный механизм как более эффективную форму управления аэропортами, добавил эксперт.

В ближайшие годы флот малой авиации станет больше. Комплексной программой развития авиационной отрасли РФ до 2030 года предусмотрены поставки 1 036 самолетов для нужд гражданской авиации. Кроме того, с 2026 года запланирована поставка малоразмерных самолетов ТВРС-44 "Ладога", Л-410 и "Байкал" (ЛМС-901) в количестве 20-25 единиц ежегодно.

"В связи с малочисленным населением в удаленных регионах авиакомпании не имеют возможности выполнять рейсы на крупных воздушных судах. Для этих целей авиакомпаниям приходится приобретать суда малой авиации, что значительно снижает затратную часть по поддержанию летной годности транспорта, - отмечает заместитель директора АНО "Авиационный технический спортивный клуб - Центральный сибирский парашютный клуб ДОСААФ" Александр Давыдов.

Кроме того, в целях обновления парка региональных воздушных судов национальному перевозчику в Дальневосточном федеральном округе было одобрено приобретение за счет средств Фонда национального благосостояния и передачу в лизинг региональным авиакомпаниям 86 вертолетов с 2023 по 2025 год и 39 самолетов с 2024 по 2026 год.