Эксперты: Среди российских компаний почти не осталось тех, что предлагают только стандартный соцпакет

Среди российских компаний почти не осталось тех, которые предлагают только соцпакет, предусмотренный Трудовым кодексом РФ.

Эксперты: Среди российских компаний почти не осталось тех, что предлагают только стандартный соцпакет
© Российская Газета

Социальные пакеты компаний последнее время становятся все шире. А все потому, что рынок труда становится все более жестким для работодателя, говорит Максим Максимов, доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г.В. Плеханова. "Безработица опустилась ниже 3%, что ставит перед HR-отделами компаний нетривиальные задачи по привлечению специалистов", - поясняет он.

Правовые аспекты трудовых отношений эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

Соцпакет относится к традиционным способам борьбы за кадры. "Работодателю выгоднее предоставлять сотрудникам услуги, чем постоянно увеличивать заработную плату", - считает доцент кафедры управления персоналом, к.э.н. ГУУ Анастасия Лобачева. Дополнительные поощрения достаточно сильно увеличивают платежную ведомость работодателя. "При этом можно сэкономить на размере фонда оплаты труда и, соответственно, - на налоговых отчислениях", - поясняет Максимов.

К тому же привлекать дополнительный персонал на нынешнем дефицитном рынке труда только путем повышения зарплаты становится слишком затратно для бизнеса.

Компенсационный пакет - то есть набор добровольных корпоративных бонусов сверх тех, что гарантированы ТК РФ, есть сегодня у 95% компаний, и лишь 5% предоставляют социальные гарантии строго по ТК РФ, сообщили в SuperJob.

Стандартный соцпакет по ТК уже не столь привлекателен для современного рынка труда, констатирует Максимов. При высоком уровне "теневой" занятости социальные гарантии от государства рассматривались как преимущество при трудоустройстве. Но при уровне в 0,8% "теневой" занятости стандартный соцпакет воспринимается как само собой разумеющееся. Соискатель обращает внимание на дополнительные опции социального обеспечения, уточняет Максимов.

Сегодня в каждой второй компании предлагается обучение за счет работодателя, сообщили в сервисе SuperJob. Также половина руководителей считает частью соцпакета проведение корпоративных мероприятий за счет компании и подарки к праздничным датам.

Среди бонусов, которые включают компании в социальный пакет: компенсация расходов на связь и интернет, материальная помощь в сложных жизненных ситуациях.

В четверти компаний сотрудники питаются бесплатно или получают компенсацию на питание. Также каждый пятый работодатель предоставляет работникам служебный транспорт. Чаще всего это делают промышленные предприятия, которые расположены в удалении от остановок общественного транспорта.

Не всегда нематериальные бонусы, которые готов предложить наниматель, совпадают с тем, что хочет получить сотрудник. Полисы ДМС оказались не на первом месте у работодателей, они есть только в 17% компаний. В то время как среди работников это наиболее востребованная опция. В своем соцпакете ДМС хотели бы видеть 37% сотрудников. ДМС является самым популярным способом нематериальной мотивации, отметили в Ассоциации менеджеров. И пояснили, что вариантов ДМС в компаниях несколько. Наиболее щедрое предложение от работодателя, когда медицинское страхование распространяется не только на самого работника, но и его семью. Некоторые соцпакеты предусматривают лишь оплату части медуслуг. Также многие сотрудники заинтересованы в доплатах к отпускным (21%), но есть они только в 8% компаний.

Привлекать дополнительный персонал только путем повышения заработной платы становится слишком дорого для бизнеса

Соискатели уделяют все больше внимания наполнению соцпакета при трудоустройстве, говорится в исследовании "Влияние социальных трендов на рынок труда" "Яков и Партнеры" и hh.ru. И заинтересованы они не только в страховках и выплатах. Около 40% сотрудников хотят работать в удаленном или гибридном формате.

Из серьезных несовпадений желаемого и действительного: работодатели переоценивают необходимость проведения корпоративных мероприятий и вручения подарков, значимость компенсаций на мобильную связь и скидок на продукцию компании. Последние интересует лишь 7% сотрудников, а предоставляются 30% компаний.

В то же время компании недооценивают важность беспроцентных ссуд и служебной ипотеки. Такие возможности есть в небольшом количестве компаний, а заинтересованность в них среди сотрудников высока.

Стандартный социальный пакет, на который может рассчитывать каждый работник, трудоустроенный официально по ТК РФ, включает в себя официальное трудоустройство и формирование стажа, который будет учитываться при формировании будущей пенсии, оплачиваемые больничный и отпуск, оплата декретного отпуска женщинам и ежемесячные выплаты по уходу за ребёнком до 1,5 лет, выплата страховки при получении травмы на рабочем месте, перечисляет Максим Максимов. Квалифицированных специалистов, которые считают этот набор недостаточным, сегодня все больше. При выборе работы они внимательно изучают, что еще готов предложить им работодатель.