Большая перемена: как предприятия обновляют колледжи

Сегодня в федеральном проекте "Профессионалитет" задействованы 68 регионов. В них создан 201 образовательно-производственный кластер. В каждый входят средние специальные учебные заведения (ссузы) и предприятия-работодатели. Последние участвуют в формировании программ обучения в соответствии со своими кадровыми запросами и потребностями бизнеса.

Большая перемена: как предприятия обновляют колледжи
© ТАСС

По статистике, привлекательность среднего профессионального образования для школьников растет. Так, более 60% учащихся девятых классов выбирают обучение в колледжах. В текущем учебном году по программе "Профессионалитет" в более чем 900 колледжах и техникумах учатся порядка 350 тысяч студентов. Для 150 тысяч это второй год обучения в проекте.

Проект предусматривает 23 отраслевых направления, по которым можно в дальнейшем выбрать специальность и учиться по программе "Профессионалитет". Среди них - металлургия, машиностроение, авиа- и судостроение, радиоэлектронная промышленность, железнодорожный транспорт, топливно-энергетический комплекс, химическая отрасль, сельское хозяйство, информационные технологии и многое другое.

Если, например, выбрать металлургию, будет доступен список из 16 учебных заведений и 51 потенциального работодателя. География обучения охватывает 12 регионов. А если химическую отрасль, то здесь на выбор есть восемь ссузов и 11 предприятий в шести регионах.

Новое оборудование для колледжей

Сегодня при поддержке Трубной Металлургической Компании (ТМК) по программе "Профессионалитет" в колледжах учатся 655 первокурсников и 276 второкурсников. Для того чтобы студенты получили актуальные знания и нужные работодателю практические навыки, предприятия-участники проекта "Профессионалитет" тесно взаимодействуют с профильными колледжами и техникумами по модернизации всех сторон учебного процесса: от образовательных программ до условий, в которых они осваиваются.

Так, в учебных заведениях проводят ремонты, устанавливают новое оборудование, аналогичное заводскому, обустраивают лаборатории и мастерские. Конфигурация и технические характеристики тщательно обсуждались с заказчиком и с руководителями структурных подразделений, в которых студенты будут проходить практику и в которые в итоге придут на работу. Все это делается для того, чтобы студенты получали знания и формировали компетенции, которые будут затем применять в рабочих задачах еще на практике в цехах. Такой подход нужен, чтобы уйти от ситуаций, когда после четырех лет в техникуме выпускника ссуза необходимо было доучить или даже переучить прежде, чем он начнет работать по профессии.

В прошлом году в Каменск-Уральском политехническом колледже студенты смогли приступить к практическим занятиям в обновленных производственных мастерских по специальностям "Мехатроника" и "Обработка металлов давлением". В Полевском многопрофильном техникуме им. В. И. Назарова установили сразу пять виртуальных сварочных тренажеров. Их используют как для практики, так и для проведения контрольных, аттестаций и так далее.

Были отремонтированы и учебные лаборатории в Волжском политехническом техникуме. В частности, обновили лаборатории обработки металлов давлением, металлургии черных металлов, токарных работ, автоматизации технологических процессов, а также лабораторию по техническому обслуживанию и ремонту промышленного оборудования. В помещениях установили станки с числовым программным управлением, комплекты оборудования для промышленной автоматики, стенды-тренажеры для освоения технологии монтажа, обслуживания и ремонта промышленного оборудования, виртуальные тренажерные комплексы для проведения упражнений по металлургии черных металлов и обработке металлов давлением.

Преподаватели учатся

Помимо обновления материально-технической базы ссузов, предприятия, для которых ведется подготовка кадров, проводят повышение квалификации преподавателей.

Стажировки предполагают знакомство с предприятиями, с технологическими процессами и производственными технологиями, в том числе практиками охраны труда и промышленной безопасности, внедрением принципов "бережливого производства" и цифровых технологий.

Кроме того, преподаватели совместно со специалистами компаний-участников проекта "Профессионалитет" обсуждают практические кейсы.

В сентябре, к примеру, такую стажировку прошли преподаватели и методисты Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А. В. Яковлева и Таганрогского техникума машиностроения и металлургии "Тагмет". В рамках программы повышения квалификации они посетили Волжский трубный завод (ВТЗ), Первоуральский новотрубный завод (ПНТЗ), Северский (СТЗ) и Синарский (СинТЗ) трубные заводы. Также Корпоративный университет ТМК2U, который координирует проект "Профессионалитет", организует для преподавателей обучение по повышению квалификации, чтобы адаптировать учебный процесс под потребности нынешних студентов. Преподавателей колледжей и техникумов, сотрудников предприятий и преподавателей профессиональных дисциплин учат преподносить материал с помощью цифровых технологий и вовлекать учащихся в решение бизнес-задач, взаимодействовать с аудиторией, управлять групповой динамикой и сложными ситуациями. В компании уверены, что успех проекта складывается из многих составляющих - преображается не только облик, наполнение самих ссузов и содержание программ, но и методы обучения.

"ТМК комплексно подходит к модернизации профессионального образования в рамках „Профессионалитета“. Во-первых, материальная база для обучения: в колледжах и техникумах создаются благоприятные условия, при нашем содействии устанавливается оборудование, максимально приближенное к производственному. Во-вторых, внедряются современные образовательные программы и методы обучения, понятные студентам и мотивирующие их на решение реальных задач бизнеса. В-третьих, работа с самими студентами: наши сотрудники выступают преподавателями и наставниками студентов, которые проходят производственную практику на заводах ТМК. Все это помогает обеспечить бесшовный переход студентов из учебных мастерских в реальное производство", - подчеркивает заместитель генерального директора ТМК по управлению персоналом - директор Корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина.

По итогам обучения преподаватели ссузов в контакте с предприятиями формируют предложения по актуализации учебных программ, их адаптации под реалии рынка. Обновленные модули, как правило, включают большое количество практических занятий не только в мастерских и лабораториях учебных заведений, но и на предприятиях.

Дополнительно по инициативе ТМК проведено обучение преподавателей колледжей и техникумов по программе "Методическая подготовка преподавателей профессиональных дисциплин". Цель программы - познакомить педагогов с методиками донесения информации до современных студентов. Участникам рассказали о формах и способах формирования знаний и их контроля у студентов, а также обучили навыкам разрешения конфликтных ситуаций, управлению контекстом, коммуникацией в учебной группе и групповой динамикой.

Помимо преподавателей ссузов программу успешно освоили сотрудники ТМК, которые в рамках проекта обучают студентов профессиональным дисциплинам.

Программу прошли 58 преподавателей. Она была насыщена практическими заданиями, групповой работой и выступлениями перед импровизированной аудиторией. Преподаватели посмотрели на процесс "из-за парты", что позволило по-другому взглянуть на ситуацию и скорректировать подходы к преподнесению информации.

В конечном итоге такая совместная работа средних специальных учебных заведений и компаний-работодателей позволит как можно раньше познакомить студентов с производством, вовлечь в корпоративную культуру и безболезненно интегрировать выпускников в работу предприятий.

К 2028 году техникумы и колледжи нашей страны должны ежегодно готовить порядка миллиона квалифицированных кадров для реального сектора экономики. Уже в 2025 году на предприятия ТМК придет более 300 выпускников проекта. С учетом растущего интереса молодежи к обучению в ссузах и реализации проекта "Профессионалитет", призванного внедрить отраслевую модель подготовки кадров, эта задача выглядит вполне достижимой.