Из-за дефицита и дороговизны в некоторых регионах яйца стали продавать поштучно

Куриные яйца начали продавать поштучно. Например, небольшое яйцо категории С3 в столичном сетевом магазине «Верный» стоит 9 рублей. Это временная мера, введенная из-за дефицита яйца на рынке и неоправданно резкого роста закупочных цен, сообщили ТАСС в пресс-службе сети. В компании также отметили, что, если сравнивать закупочные цены июля и декабря, рост цен за десяток яиц составил в среднем 80%.

Из-за дефицита и дороговизны в некоторых регионах яйца стали продавать поштучно
© BFM.RU

Ретейлер отмечает рост спроса на куриное яйцо в ноябре — декабре. По данным компании, в центральных регионах страны он не очень большой — в пределах 5-8%, при этом в Татарстане и Свердловской области — до 25%.

Также поштучно яйца можно купить в супермаркетах Свердловской области, Оренбурга, Новосибирска и в Крыму. На полуострове отборная категория продается по 20 рублей за штуку. Ситуацию с ценами на яйца комментирует гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова:

— Это ответ рынка на снижение доходов населения, чтобы покупатель не снижал объем покупок хотя бы в стоимостном выражении. Себестоимость возросла на 28-30%, и, пока не снизится себестоимость, будет сложно вести речь о снижении потребительских цен только за счет промоакций. Сегодня, я полагаю, в предновогодний период сети выйдут из этой сложной ситуации именно за счет промо.

— Уменьшение потребления после новогодних праздников сильно не скажется на ситуации?

— Яйца относятся к базовым продуктам питания, спрос на них в остальные периоды, исключая праздники, достаточно стабильный по году и высокий. Если рассматривать цепочку поставок, то федеральные сети уже давно работают исключительно напрямую с производителями. Важно понять, что доходность ретейлера и производителя будет небольшой. Если это будет продолжаться достаточно длительный период, бизнес просто станет убыточным, в какой-то перспективе его могут закрыть, поэтому любые ограничительные истории по наценке не могут быть длительными, необходимо разбираться со структурой себестоимости, необходимо заботиться, чтобы оказывалась мера господдержки, которая сейчас нужна отрасли.

Ранее ФАС России предложила ретейлерам в качестве временной меры рассмотреть возможность ограничить наценку на все куриные яйца на уровне не более 5%. Гипермаркет «Глобус» ограничил наценки на уровне до 5% на один товар в каждой категории яиц, «Азбука вкуса» — до 10% на яйцо куриное «Окское» категории С2, сообщила ФАС.

Организовать проверки производителей и розничных продавцов куриных яиц поручил 8 декабря генпрокурор Игорь Краснов. Прокуратура проверит обоснованность ценообразования, поскольку средняя розничная цена яиц выросла за год больше чем на 40%.

Резко нарастить производство яйца в короткие сроки нельзя. Инвестиционный потенциал у отрасли невысокий. В нынешних условиях для производителей искусственное снижение цен в период повышенного спроса может привести к убыткам по итогам года. Продолжает исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков:

Дмитрий Востриков исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» «Птицеводческие хозяйства не могут резко нарастить выпуск яиц. Надо плавно наращивать. Кроме того, привлечение инвесторов довольно проблематично в эту отрасль, потому что по году птицеводческие фабрики иногда уходят в убыток — потому что летом, когда нет высокой цены на яйца, не раз обращались в министерство, обсуждали эту проблему. Производители продают дешевле себестоимости, это вынужденная мера, потому что ограниченный срок хранения и либо их выбрасывать, либо продавать дешевле. Некоторые птицефабрики летом относятся к этому как к снижению убытков, которые они несут, поэтому инвесторы неохотно идут в это направление. Пик цен у нас на яйца новогодний и пасхальный, и по году не поймешь, вырулишь в плюс или в минус».

Подорожание куриных яиц, по данным экспертов и производителей, произошло вследствие сокращения поголовья птицы в России из-за птичьего гриппа, подорожания кормов и ветпрепаратов, роста спроса в том числе со стороны потребителей из новых регионов и падения ценовой доступности для россиян иных источников животного белка.