ФНС и ФСБ выявили несколько теневых схем на пивном рынке России

ФСБ и налоговая служба выявили две большие схемы производителей пива по уклонению от налогов. Первая — это скрытое производство, когда у какого-нибудь завода ежегодно растут закупки солода, хмеля, потребление воды и энергии, но сохраняется довольно низкая загрузка мощностей, в среднем от 5% до 60%. И вторая схема: когда выпуск пива проходит под видом безалкогольных напитков — кваса и лимонадов. Ведомства посчитали, что в «серой» зоне было выпущено 2 млрд литров пива, неуплаченных налогов набралось на несколько десятков миллиардов рублей.

ФНС и ФСБ выявили несколько теневых схем на пивном рынке России
© BFM.RU

Есть и третья схема, когда сами пивоварни юридически не существуют и работают полностью в «серой» зоне, отмечает пивной сомелье Юрий Сусов:

Юрий Сусов пивной сомелье «Для продажи пива не нужна лицензия, но ЕГАИС уже давно, практически как ее ввели, строго обязательна для всех: для магазинов, для баров. Каждая бутылка, каждая кега отмечается в системе ЕГАИС. Более того, с пива платится, как и с любого алкоголя, акциз. Правда, пиво не имеет, как вино, акцизной марки. Но это вовсе не значит, что акциз с него не платится. Акциз на пиво со следующего года составит от 26 рублей — в зависимости от его крепости и состава. Такие схемы используются. Более того, есть даже полностью теневые пивоварни, которые вообще существуют вне правового поля. Если помните историю с напитком «Мистер Сидр», он производился на территории полностью теневой пивоварни».

В конце ноября, по источникам СМИ, ФСБ провела обыски и выемку документов на Ипатовском пивоваренном заводе в Ставропольском крае. Предприятие выпускает пиво «Живое» и лимонады Mirax. Мероприятия были связаны «с выявлением схемы скрытого производства пива».

В России сейчас зарегистрировано почти 1,5 тысячи производителей пива, при этом крупных игроков от силы пять. На них приходится более 70% рынка. «Серые» схемы используют мелкие пивоварни, а реализуется их продукция, как правило, в «наливайках» и маленьких местных сетевых магазинчиках, указывает исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов:

Вячеслав Мамонтов исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков «Приметой последнего времени стали компании, владельцы которых имеют и производственные активы, например небольшие пивзаводы, и свою торговую сбытовую цепь — аффилированных оптовиков или сеть пивных магазинов, в том числе франшизные. Используя это, они имеют возможность формировать нелегальную цепь, которая позволяет им укрываться от налогообложения и выпускать нелегальную продукцию. На сегодняшний день практически 50% стоимости пива составляют налоги и сборы. По сути, как раз жесткие меры и ограничения сформировали такой негативный момент, который работает и существует на рынке. Порядка 10% на пивном рынке — это нелегальная неучтенная продукция».

Надо понимать, что неучтенное пиво необязательно вредное или некачественное. Были случаи, говорят эксперты, когда пиво, произведенное абсолютно нелегально, оказывалось более качественным по своим свойствам и составу, чем обычное сетевое пиво. Впрочем, неучтенные алкогольные напитки чаще все же наносят прямой вред потребителям — история с «Мистером Сидром» еще недавно была на слуху. Более того, парадокс: если все пиво, производимое в России, вывести в легальную зону, крупные игроки только нарастят свою долю и увеличат свои монопольные показатели. Потому что все будут, так сказать, юридически на равных, и далеко не каждая маленькая пивоварня может потянуть такие налоги.