Бизнес посчитал законопроект о штрафах за непродажу валюты слишком строгим

Крупный бизнес попросил депутатов изменить законопроект о введении штрафов за непродажу валютной выручки экспортерами, который прошел первое чтение в конце ноября 2023 года. Замечания к документу приведены в письме президента Российского союза промышленников и предпринимателей СПП) Александра Шохина руководителю комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павлу Крашенинникову (этот комитет курирует рассмотрение проекта поправок), на который ссылаются «Ведомости». По данным издания, документ был направлен в Госдуму 7 декабря.

Бизнес посчитал законопроект о штрафах за непродажу валюты слишком строгим
© Frank Media

Законопроект может поставить некоторых экспортеров в заведомо неравное положение по сравнению с другими участниками внешнеэкономической деятельности не только в части повышенных обязательств по репатриации валюты, но и в части ответственности, говорится в письме. Такая ситуация может привести к дальнейшему сокращению экспорта и, как следствие, уменьшению доходов бюджета и самих компаний. Кроме того, часто экспортеры не виноваты в том, что не продали выручку: это происходит из-за действий третьих лиц, например покупателей продукции, допустивших просрочку оплаты, или банков, осуществляющих длительные переводы в условиях санкционного комплаенса, указано в письме.

Представитель Минфина заявил изданию, что «на данном этапе в части вопросов обязательной продажи валюты доработка законопроекта не требуется». Он также добавил, что рисков для бюджета от его принятия в текущем виде не просматривается – аналогичная норма уже действовала в России ранее.

В своем письме РСПП предлагает следующие корректировки:

Установить штраф в фиксированном размере, а не кратном сумме выручки. Сейчас проект предусматривает штраф в размере 75–100% от непроданной выручки (по мнению РССП, строгость наказания неоправданно высока, особенно с учетом того, что оно назначается не только за непродажу выручки, но и за несоблюдение порядка этой процедуры); Предусмотреть дифференцированный подход к наказанию исходя из объективных факторов (продолжительность просрочки исполнения требования, вид товара, валюта контракта и т. д.). В частности, перед высшей мерой наказания можно выносить предупреждение и назначать штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ; Ввести отсрочку в применении санкции, в случае если валютная выручка была продана, но с некоторым нарушением срока (период отсрочки может быть от пяти дней); Не придавать новой норме по штрафам обратную силу (авторы проекта предлагают наказывать компании за нарушения, допущенные не только после вступления поправок к КоАПу в силу, но и за весь период с 11 октября 2023 года, когда был издан указ президента об обязательной продаже валютной выручки). Кроме того, в письме предлагается продлить мораторий на привлечение к административной ответственности за ряд нарушений валютного законодательства, если они вызваны санкциями на 2024–2025 гг.

Во время действия предыдущего президентского указа о продаже валютной выручки (с февраля по июнь 2022 года) нарушение этого требования квалифицировали по ст. 15.25 КоАПа, т. е. как операцию, совершенную с нарушением валютных требований, рассказал советник комплаенс-направления юридической фирмы Vegas Lex Илья Шенгелия. Ответственность для экспортеров по этой статье была дифференцированной – штраф для компании в размере от 20 до 40% суммы незаконной валютной операции и столько же для должностных лиц (во втором случае размер штрафа не более 30 000 рублей). Предлагаемая парламентариями норма КоАПа предусматривает значительно более суровое наказание, отмечает юрист. Это говорит о том, что законодатель стремится выделить ответственность за уклонение от продажи валюты в отдельный состав с учетом его повышенной значимости в текущих экономических реалиях.