Как грибы после дождя: российские ученые выращивают мебель из отходов

Молодые российские ученые придумали и запатентовали уникальную технологию переработки мусора с помощью грибов. В цеху за считаные дни вырастают предметы мебели и декора. Создателям стартапа SPAWN удалось сделать процесс переработки отходов максимально экологичным и при этом бюджетным. Перспективный проект был представлен на конкурсе ПромТех 2.3, организованном Инновационным химическим холдингом ВХЗ.31, акселератором Mendeleev при поддержке Минпромторга России и РСХ, он успешно прошел отбор в акселерационную программу.

Стартап изначально возник как идея сделать мир чище при помощи грибов и постепенно трансформировался в полноценное производство. «Если говорить о проблеме, которую мы решаем, глобально — это проблема образования новых отходов и неэкологичные изделия, — рассказала Дарья Токарева, генеральный директор стартапа SPAWN, — но если мы говорим про реальную проблему наших заказчиков — это больше про проблемы бизнеса, связанные с ESG».

С точки зрения бизнеса, есть два основных пути входа в зеленую повестку. Первый путь — переработка своих отходов, но отходы должны быть чистыми и только определенного состава сырья, с композитами практически никто не работает. Композит — это материал, который состоит из нескольких разнородных компонентов. Например, одноразовая посуда, где бумага смешана с пластиком, является композитом. Такие отходы никто обычно не берет на переработку, потому что материалы очень дорого разделять и это не окупается. К тому же отходы обычно загрязненные. Два этих неудобства не позволяют перерабатывать большую массу отходов бизнеса.

Второй путь, которым может пойти бизнес, — закупать экологичные изделия. Но тут тоже есть проблемы. Ассортимент таких изделий на рынке ограничен, чаще всего это переработанный пластик, цена которого очень высокая.

С этими двумя направлениями и работает SPAWN, предлагая решения B2B. У одних бизнесов забирает отходы, другим, у которых есть точки присутствия — офисы или магазины, куда приходят покупатели, — продает готовые изделия.

«У проекта хорошие перспективы для масштабирования и четкая цель, — отметил Андрей Киселев, управляющий партнер ВХЗ.31, один из организаторов конкурса ПромТех 2.3. — Отечественные производства остро нуждаются в экологичных технологиях, которые будут эффективны и рентабельны, которые можно быстро интегрировать. Для поиска подобных решений мы и проводим наш конкурс».

SPAWN забирает отходы, например, одноразовую посуду или опилки. В цеху их вначале измельчают, потом смешивают с уникальными штаммами мицелия (грибницы). Получается пюреобразная масса, которую выкладывают в формы. Через пять дней, когда масса прорастает и становится твердой, извлекают готовые изделия. Они довольно прочные и по структуре напоминают пробковое дерево. Процесс роста гриба останавливают, чтобы можно было отгрузить изделие заказчику.

Пока это небольшие бытовые предметы, вроде подставок под карандаши, и мебельное направление, куда входят непосредственно мебель и домашний декор. В ближайшее время создатели стартапа планируют начать процедуру получения пакета необходимых документов для производства строительных материалов. «Это долгая и дорогая в получении документов история, ­— говорит Дарья Токарева, — но мы хотим зайти в эту нишу, потому что характеристики наших материалов идеально подходят, чтобы использовать их для тепло- и звукоизоляции».

SPAWN работает с отходами, которые никто не перерабатывает, потому что либо невозможно разделить композит, либо делать это нерентабельно. За вывоз клиент платит обычную рыночную стоимость и при этом получает бонус в виде зеленого маркетинга. SPAWN же получает сырье с отрицательной себестоимостью. В планах команды сделать конечную продукцию более конкурентной. При масштабировании цеха финальный продукт может стоить до 7 раз дешевле, чем аналоги из пластика и древесины. Сейчас стоимость примерно на одном уровне.

Цех принимает опил, одноразовую посуду и органику с включением пластика. Параллельно в лаборатории проходят финальные тесты сырья из чеков и окурков, исследуются косметика и лигнин. На очереди отходы нефтедобывающей промышленности. Размеры цеха и оснащение накладывают свои ограничения. Этап, на котором находится проект, можно назвать пилотным внедрением, уже есть первые продажи. Задача следующего этапа — привлечь государственные и негосударственные инвестиции, чтобы докупить оборудование, протестировать и оформить весь процесс в технологические карты, тогда можно запускать масштабирование по модели франшизы.

Запуск можно считать успешным: заказов больше, чем может принять цех. Оборудование, рассчитанное на мелкосерийное производство, не справляется с объемами. Покупка нового позволит, в первую очередь, обработать текущие заказы. Во-вторых, протестировать и отладить все процессы, чтобы открыть полноценный завод в короткие сроки и максимально экономно.